Найти тему
Любовь Петрова

"Завтра на траве" Эдуард Мане 1863г, Музей Орсе, Париж

"Завтра на траве" Эдуард Мане 1863г, Музей Орсе, Париж
"Завтра на траве" Эдуард Мане 1863г, Музей Орсе, Париж

Эдуарда Мане очень часто путают с Клодом Моне. Оба французы, оба жили в одно время, оба художника и оба писали в похожих стилях.

-2

У обоих художников есть картины с одинаковым названием "Завтрак на траве", Мане - реализм, Моне - импрессионизм.

Фрагмент "Завтра на траве" Эдуард Мане 1863г, Музей Орсе, Париж (верх),
Фрагмент "Завтра на траве" Эдуард Мане 1863г, Музей Орсе, Париж (верх),

История создание нашей сегодняшней картины Мане необычна. Художник давно хотел создать картину по принципу совмещения двух картин, эпизоды которых его не оставляли равнодушным. Первая "Суд Париса", где Парис выбирает красивейшую из трех богинь. В правом нижнем углу композиция из трех человек и именно такую же композицию он и хотел повторить на своей картине. Кстати, эта компания из трех человек удивляют своим отрешением от происходящего рядом, три красивейшие обнаженные женщины на расстоянии протянутой руки, но им нет никакого дела.

"Суд Париса"
"Суд Париса"

Вторая картина, впечатлившая Мане, это картина Сельский концерт 1508 года. на ней группа из трех человек, двоих одетых мужчин и обнаженной женщины. И они чувствуют себя вполне гармонично.

"Сельский концерт" 1508г.
"Сельский концерт" 1508г.

Таким образом в голове у Мане была идея создать картину с композицией из трех человек, но с двумя одетыми и одной обнаженной, но он не знал как это обыграть на холсте. И вот он гулял с другом по набережной Сены и наблюдал купающихся и отдыхающих, и к нему и пришла идея картины отдыхающих мужчин в обществе прекрасных купающихся женщин.

Нарисовал, послал на самую популярную выставку в Париже - французский Салон. Но организаторы выставки отказали выставлять эту картину, к счастью отказали не только Мане, но и еще паре тысяч картинам. Художники роптали, ропот дошел до Наполеона III, и он повелел организовать другой салон, который получил название Салон Отвергнутых, рядом с настоящим. По его задумке посетители должны были наглядно прочувствовать настоящее искусство и посредственное.

Замысел не удался. Всем надоели повторяющиеся классические картины, и именно Салон Отвергнутых произвел фурор, а не основная выставка. Картина Мане произвела тоже фурор, но, к сожалению для автора, негативный. Над картиной откровенно смеялись (благо это не настоящий салон и здесь были выставлены картины, не прошедшую признание), все кругом говорили, что эта картина полная безвкусица и вульгарность, что женщины это проститутки, благо взгляд девушки слишком прямой и уверенный, а это признак сильной личности, а сильные личности это как раз элитные проститутки. Вторая женщина плещется в Сене и все шептались, что им понятно, после чего она там плещется.

Но что именно не приняла публика, и что в итоге стало шедевральным в этой картине?

Дело в том, что картины того времени изобиловали обнаженным телом, но исключительно богини и всякие женщины из древней мифологии, а тут простоя женщина - современница. Это было запретной темой. Но оно было. И желание молодых людей отдохнуть, расслабиться, посидеть на травке, полюбоваться красивой спутницей - все это было, но было под запретом. И зрители завидовали этим двум мужчинам с картины.

И женщинам хочется продемонстрировать себя, почувствовать на себе
мужские взгляды, быть интересной и желанной. И женщина на картине позволила себе то, что ей хочется. Она пристально вглядывается в зрителя, как бы спрашивая зрителя: "Как я Вам?" И женщины в глубине души тоже завидовали ей.

Безусловно, при первом взгляде на картину, любой скажет, что она аморальна. Обнаженная среди полностью одетых мужчин. Но вглядываясь и улавливая настроение картины, понимаешь, что ничего вульгарного нет, мужчины не капают слюной от похоти, а раслабленно беседуют, приятно проводя время. Они наслаждаются природой, компанией и завтраком.

Шедевральность картины как раз в том, что автор показал то, что уже давно стало прозой жизни. Что за всеми строгими правилами, за всей сложной суетой жизни, за всем прогрессом в технике и обществе, есть место для простого приятного времяпровождения, для душевного и чувственного отдыха.

Картина написана в стиле реализм, но как-то небрежно, не академически, что позволяет считать Мане предвестником импрессионизма. Небрежность мазков как нельзя кстати подходит к этой картине, рушащей нормы приличия и родоначальнице чувственного импрессионизма.

С точки зрения художественности в этой картине изобретен интересный художественный прием. Женщина на заднем плане изображена крупнее, чем требует перспектива и этим достигается эффект, что все герои картины находятся как бы ближе к зрителю, чем на самом деле. этот прием в последствии назвали "вовлечение зрителя" и художники будущего будут повторять этот трюк сжатой перспективой.

Вообще именно эта картина не самая известная у Мане, самая известная и не менее скандальная - Олимпия с кошкой в ногах, а не с традиционной собачкой.

"Олимпия" Мане.
"Олимпия" Мане.

Олимпия была создана через год после Завтрака на траве, но выставлять ее автор очень боялся, его уговорили друзья. И случился скандал посильнеее, чем с завтраком

На картину приходили смотреть толпы, чтоб исключительно ругаться, плеваться и пытаться уничтожить картину. На ней нарисована куртизанка чистой воды, с орхидеей в волосах, а это в то время считался афродизиак, на ногах мюли, которые носили только проститутки, служанка принесла букет от клиента, а сама Олимпия не отводит смущенно взгляд как подобает приличным девушкам и не дремлет как богиня, а смотрит прямо и откровенно, как будто на очередного клиента.

Если бы была богиня или восточная загадочная одалиска, то никто бы и слово не сказал, но тут именно проститутка. Мане был в ужасе от реакции народе, сильно депрессировал, но не мог ничего поделать со своим вкусом, он не считал, что пишет что-то зазорное, ведь это была правдой, проститутки были частью общества. После смерти Мане Олимпию хотели сплавить в Америку, но ее выкупили друзья-художники (среди них был и Клод Моне) и подарили правительству, но правительство было не в восторге и спрятало картину в запасниках, но через некоторое время она заняла свое почетное место среди шедевров изобразительного искусства.

Вот, кстати, Венера 1538 года, к этой картине не было никаких претензий по поводу ее обнаженности:

-7