Найти в Дзене
Воздух Свободы

БАМ-2007. Часть 19. Новая Чара.

После Кодара, вечером 31 июля, мы уже были в Новой Чаре. Новая Чара посёлок по местным меркам не маленький, рядом расположены и другие поселки: Чара, Леприндо, Удокан и прочие - это все участники одной эвенкийской легенды. Новая Чара достаточно туристическое место, в гостинице обнаружили каких-то иностранцев с местным проводником. Посмотреть вокруг есть что, например, Чарские пески, эдакая пустыня посреди тайги на фоне скалистых пиков Кодара. Также туристы ходят на Кодар, там есть ледники, например, Советских Географов, Азаровой и другие, горные озера, а также, если идти по долине Среднего Сакукана, можно попасть в заброшенный сталинский лагерь-рудник по добыче урана. Часто заказывают "вахтовку", для пешего туриста там все достаточно далеко. Мы все эти красоты пропустили мимо.

Для железнодорожного любителя Чара не представляет собой ничего уж такого интересного. Кроме локомотивного депо там ничего и нет, перегоны - одна болотина. ТЧ-14 Новая Чара единственное "по-настоящему тепловозное" депо Восточно-Сибирской железной дороги. Хотя и тут можно поспорить, ведь у них числится этот ВЛ60к-370. ТЧ-14 имеет в составе ТД-76 Таксимо. Приписной парк, в основном, составляют тепловозы серии 3ТЭ10У, их там под 20 штук, также есть определенное количество 3ТЭ10М, для пассажирской и легкой вспомогательной работы есть 2ТЭ10М и 2ТЭ10У. С грузовыми ходят только трёхсекционные машины. Тепловозы именитой серии ТЭРА сгинули в неизвестном направлении, нет там пока на испытаниях и 2ТЭ70, на момент нашей поездки обе восточносибирские машины были все еще в Улан-Удэ. Депо обслуживает весь неэлектрифицированный участок БАМа относящийся к ВСЖД, это от Таксимо до Хани. В Хани начинается Дальневосточная железная дорога и все локомотивы меняются - ВСЖД на ДВЖД и наоборот. Потом, на ДВЖД в Тынде, главный инженер сказал, что они будут, скорее всего, скоро договариваться с ВСЖД и ходить вплоть до Таксимо, без отцепки по Хани. Так что тяговые плечи Тынды, и без того рекордные для тепловозов на всей сети РЖД, возможно, разрастутся еще больше.

Выйдя из рабочего поезда, Игорь вдруг вспомнил что оставил в нем фотоаппарат! Особенно вспомнил он это когда захотел снять отцепляющийся от поезда наш 2ТЭ10М-2466. Пошли назад, но нас остановил идущий на встречу рабочий, ехавший рядом с нами, он то и вручил торжественно Игорю его аппарат, спасибо ему за честность.

2ТЭ10М-2466

Пошли сразу в депо. Депо какое-то мудрёное, оно в одном здании с путейской дистанцией. Прошли сначала по цеху и малость удивились - на канаве стоял ТЭ3, голубой и вообще разукрашеный, как попугай,. Буферные фонари у него были модно закрашены белой и красной краской соответственно, было ясно - памятник. На боковой табличке красовалась надпись "ТЭ3-0001". На второй секции еще не успели закрасить правду - это был ТЭ3-6034. Мне иногда не понятно, если изменить номер локомотива хоть с 7654 на 0001, он становится более привлекательным? Снять его нормально не представлялось возможным, мостки загораживали его с боков.

-2

Посмотрев на испорченный старичок-локомотив, мы пошли дальше и напоролись сразу на зама по ремонту. Он долго читал нашу бумагу и в итоге позвонил главному инженеру и направил нас к нему. Причем ТЧГ сказал, что будет сейчас же на месте. Однако, в приемной была секретарь, она сказала что ТЧГ находится на селекторе. Ну что же, подождем... Подождали мы два часа, после чего засобиралась домой секретарь и выпроводила нас в коридор. Мы тоже решили, что с нас достаточно и пошли в посёлок искать хотель. Спасибо новочарскому ТЧГ за проведенный вечер.

По пути находится пассажирская станция. На ней стоял и готовился к отправлению рабочий поезд на Хани с 2ТЭ10М-3319 в интересной раскраске. А само депо стоит в "острове" между расходящимися путями пассажирского и грузового парков.

-3

Станция Новая Чара, пассажирский парк

Вокзал в Чаре строил Казахстан.

-4
-5
-6
-7

ТЭМ2-7868

-8

Гостиница нашлась быстро, она прямо напротив вокзала, стоит что-то около 500 руб\ночь\чел. Закупились едой на вечер. Цены атомные. Покупаешь на 700, а то и под 1000 рублей, а есть-то на троих особо и нечего. В деповской столовой можно нормально поесть на троих меньше чем за 200 руб. Вот вам и арифметика, причем в столовой хотя бы еда, на еду похожа и горячая. Очень рекомендуем. Но, больше всего понравилась столовка в Таксимо, с ее "божественным" рассольником.

Сам посёлок - с десяток характерных для всех БАМовских поселков пятиэтажек и все. Мы там даже нашли интернет-кафе, совмещенное с магазином, в каком-то подвальчике проверили почту, причем заплатили рубля 4 за 5 минут работы.

Утром засобирались в депо. Пришли опять удачно! Несмотря на то, что я снова предупредил секретаря о нас, она и ухом не повела сказать мне, что вот он - ТЧГ, когда тот проходил мимо меня на какое-то собрание работников депо с начальником во главе. Похоже на деповский разбор вчерашнего селектора с Москвой. Еще часика два подождать? Нет уж, увольте! Тогда действуем стандартно и просто - идем и снимаем всё так и уходим.

2ТЭ10М-3622, характерная для местных пассажирских машин окраска

-9

Деповская хозяйка - ТЭМ2-502

-10

3ТЭ10М-1403 без секции В

-11

3ТЭ10М-1412

-12

3ТЭ10У-0028, 3ТЭ10М-1420 и 3ТЭ10У-0013

-13
-14
-15

3ТЭ10У-0003

-16

Вчерашний 2ТЭ10М-2466, а слева 2ТЭ10У-0403. 0403 (вместе с 0036) бывший петрозаводский. Там он был как "полноценный" грузовой локомотив, а здесь - "посудохозяйственный".

-17

ТЭМ2-502 и 2ТЭ10М-3625

-18

2ТЭ10М-2464

-19

Депо Новая Чара

-20

Пошли на перегон. По пути еще и решали другую задачу по мобильному - у нас до их пор не было разрешения от ДВЖД, а мы стремительно приближались к ней. Ушли в сторону Хани за мост через один из притоков Чары, за входной сигнал. Сигнал вскоре переключили на 2-а желтых и мы стали ожидать "добычу" с Хани. Это был 3ТЭ10М-1313, причем судя по скосу крыши на средней секции, это переделка из 2ТЭ10М, а-ля Узловая. Такие переделки мы потом еще много где увидим, особенно на Могойтуе в Читинской области.

-21

Перегон Кемен - Новая Чара и его окрестности

-22
-23

Затем на Хани отправили 3ТЭ10У-0013

-24

И АДМ на том же перегоне

-25

Пропустив его, мы побрели на станцию, там на отправление стоял поезд, сзади заходил толкач. Дело в том, что фактически с Новой Чары начинается подъем на перевал Мурурин. Хотя, обычно толкач цепляют на станции Икабъя. Именно после Икабъи начинается тяжёлый подъем на хребет Удокан. Перевал находится на высоте более 1200 метров над уровнем моря и является самой высокой точкой как БАМа, так и РЖД. Подъем продолжается около шестидесяти километров.

Толкач зашел и состав был готов к отправлению. Место, конечно, было паршивое для съемки - кусты, да столбы. Первый мощно задымил головной 3ТЭ10У-0026, а в хвосте начал разгон с белыми клубами дыма и толкач 3ТЭ10У-0067. Похоже, что и сама станция Новая Чара не благоприятная при трогании с места.

-26
-27

С начальником пресс-службы ДВЖД мы договорились, что он доставит разрешение начальнику кинофотолаборатории Тындинского отделения, а мы договорились уже с ним, что тот пошлет копию начальнику станции Хани. Мы решили уехать из Чары раньше, потому как место не очень, а впереди было интереснейшее место - тот самый перевал. Мы решили задержатся на день в Хани, хотя и вообще не планировали, в ущерб Тынде, но как показало будущее - не ошиблись! Перевал через Удокан стоит того чтобы побыть в Тынде на 1 день меньше. Да и выбор поездов там не велик, только 76-й, раз в два дня. План действий: садимся в Чаре на вечерний рабочий до Хани, проезжаем перевал, а утром возвращаемся на него, снимаем там, еще раз ночуем в Хани и утром едем на поезде 76 в Тынду. План с посещением базы запаса Ларба был откинут, за недостатком улик, так сказать.

И еще фото с опозданием. Это на Кодаре, на куче песка.

-28

*Это оригинальный текст 2007 года с небольшими исправлениями и воспринимать все даты и отсылки по времени нужно исходя из этого.