Найти тему
Бородатый Бард

«Laibach» - первые рокеры в Северной Корее

В канун Международного дня рок-н-ролла предлагаем вам вдарить роком прямо по Северной Корее. Фигурально выражаясь, конечно, у нас тут все ещё Love,Peace&Music, пусть и красные флаги вместо ленточек и фенечек. В год, когда еще не утихли споры о нераскрывшемся кольце сочинской олимпиады, где-то в Словении сжимались кольца продюсеров одной небезызвестной индастриал-группы, решившей пойти на смелый и отчаянный шаг - первыми из числа европейцев выступить на рок-сцене Корейской Народно-Демократической Республики.

Словенские концептуалисты "Laibach", казалось бы, являются самым неподходящим вариантом для того, чтобы представлять мировую рок-сцену одним из самых строгих слушателей на планете - хотя бы потому, что понятия рока в стране чуть севернее 38-й параллели не существует. Вызывающие и агрессивные, экспрессивные и провокационные, ассоциирующиеся в мире с самой чудовищной силой в истории человечества они завоевывают сцены и сердца слушателей всего мира. Но как подступиться к загадочной корейской душе?

Как гром среди ясного неба по миру прокатилась новость - словенская группа «Laibach», известная своим провокационным поведением, критикой тоталитаризма и заигрыванием с нацистской и фашисткой символикой, отправляется на гастроли в Северную Корею, чтобы стать первой европейской группой, ступившей на сцену, пожалуй, самой закрытой от мира страны. Как такое могло произойти и оправданы ли опасения, критика тех, кто выступает как против музыкантов, так и против тех, кто согласился принять их на своей земле? К счастью, за организацией по-настоящему исторического концерта стоял самый подходящий для этой роли человек на планете, знакомый с культурой КНДР как никто другой. Знакомьтесь, Мортен Тровик - норвежский писатель, художник и режиссер, а что самое главное - большой друг корейцев и один из самых объективных их критиков.

«Можно сказать, что нами движет какой-то норвежский ген исследователей, ведь именно мы были первыми на двух полюсах. Частично это, наверное, любопытство, а частично такое нарциссцистское желание побывать первыми на белых пятнах карты мира» (Мортен Тровик, организатор тура словенской индастриал-группы «Laibach», приуроченного к 70-летию со дня освобождения Кореи от японской оккупации)
Участники группы «Laibach» на фоне здания правительства Северной Кореи. На переднем плане - Мортен Тровик
Участники группы «Laibach» на фоне здания правительства Северной Кореи. На переднем плане - Мортен Тровик

Мистер Тровик для Северной Кореи был человеком вполне известным, на его счету более двадцати визитов и годы сотрудничества. К примеру, именно он организовал в 2012 году фестиваль норвежской культуры в Пхеньяне - первый в истории страны. Он тесно сотрудничал с северокорейскими властями, Комитетом по культурным связям с зарубежными странами и северокорейскими художниками и потому касательно его кандидатуры вопросов особенно не возникало. А кто такие эти «Laibach»? Для Северной Кореи они являлись ровно тем же, чем являлись для остального мира - их считали в лучшем случае неонацистами, а из-за своих провокационных выступлении даже в родной Югославии (группа основана в 1980-м) коллектив долгие годы был запрещен. Причина этому - проецированное изображение Тито на одном из выступлений, размещенное поверх самой откровенной порнографии в самом прямом смысле этого слова.

-3

Да, эффектно подать себя «Laibach» умели - само название коллектива отсылает к немецкому наименованию столицы страны Любляны, отсылающему в первую очередь к периоду оккупации страны нацистами, что, конечно, стало еще одним поводом для критики группы чуть ли не с момента ее основания. Однако если несколько отойти от темы внешнего имиджа группы, то можно отметить как эффектную подачу музыкального материала, так и использование различных аудио- и визуальных средств, путем которых производится психологическое и даже манипулятивное воздействие на слушателя. Провозглашая музыку такой же силой, как армия, «Laibach» отражают в своем творчестве совершенно противоположные смыслы - стремление к жизни в мире и гармонии, недопустимость конфликтов и т.д.

Как бы то ни было, след деятельности коллектива, тянущийся аж с восьмидесятых, и в 21-м веке ложится тенью на экспрессивных словенцев, что делало задачу Мортена Тровика еще более затруднительной, чем та представлялась на первый взгляд. На переговоры, начавшиеся с озвученной норвежцем представителям корейской власти идеи, ушло больше года, прежде чем было получено официальное разрешение от КНДР. Но и после этого Тровику не раз приходилось разрешать конфликты, возникшие с северокорейскими представителями на фоне международных сообщений о деятельности группы. Но все обошлось и «Laibach» предстояло стать первыми европейскими послами от рок-музыки.

Что вообще представляет из себя рок-музыка в одной из самых закрытых стран на планете? Судить об этом можно по творчеству, пожалуй, самой популярной на момент празднования 70-летия освобождения Кореи группы, которая, по словам организаторов тура «Laibach», является самой близкой к рок-музыке из того, что есть в стране. И я говорю о девочках из коллектива «Moranbong», чья песня «Мы отправимся на гору Пэкту!» звучала в 2015-м чуть ли не круглосуточно и повсеместно. Посвящена она, конечно, лидеру страны Ким Чен Ыну и более того рассматривалась для исполнения гостями из Словении, однако была отвергнута принимающей стороной в самый последний момент. На прикрепленной ниже видеозаписи мы предлагаем вам познакомиться с бриллиантом северокорейской музыки - песня, правда, выбрана другая)

«Моранбон» - авторский проект Ким Чен Ына, говорят даже, что северокорейский лидер самолично занимался кастингом участниц. С триумфом возникнув в 2012 году на северокорейской сцене, уже через год коллектив пропадает из инфополя, что рождает слухи о расстреле, либо заключении участниц среди противников КНДР, однако в 2015 девушки из «Moranbong» вновь возвращаются с песнями, тут же ставшими всенародными хитами. В наше время группа прекратила свое существование, часть участниц перешла в новообразованный коллектив "Самчжиён».

«Популярная культура в Северной Корее действительно существует, она в основном основана на местных мелодиях, смешанных с китайской или русской поп-музыкой. Южнокорейская поп-музыка также очень популярна в Северной Корее, но это незаконно, это андеграунд» (Доктор Леонид Петров, эксперт по Северной Корее в Австралийском национальном университете)

Главным общим признаком, объединяющим и «Laibach», и Северную Корею для Мортена Тровика является их непонимание остальным миром. И те, и другие не являются тем монстром, которого рисует из них западная пропаганда - считает норвежский культурный деятель. К тому же, по мнению норвежца, словенский коллектив представлял из себя идеальный образец прогрессивной западной культуры, который должен был стать мостом между Европой и КНДР. Однажды «Laibach» уже сыграл свою историческую роль, взяв на себя ношу группы, развалившей Югославию (по словам СМИ), теперь же их песням предстояло стать чем-то вроде «Wind of Change» Scorpions для неискушенного советского гражданина.

«И страну, и группу часто изображают, как фашистских изгоев. Правда в том, что нас обоих неправильно понимают!»
(Мортен Тровик, организатор концерта «Laibach» в Пхеньяне)
«Он считает, что Laibach - это то, что нужно корейцам сейчас, а Северная Корея, - это то, что нужно Laibach»
(Иван Новак, словенский музыкант и продюсер, один из основателей коллектива)

Но, конечно, выпускать на северокорейскую сцену «Laibach» в том виде, в котором он существовал, было попросту невозможно, да никто и не позволил бы. Потому все - от внешнего вида участников группы до программы выступления было подвергнуто корректировке, а где-то и вполне радикальным изменениям, соответствующим северокорейским реалиям. Для исполнения из репертуара программы были выбраны самые «безопасные» композиции, несколько северокорейских песен, а также песни, звучавшие в фильме «Звуки музыки» (1965 г.) - знаменитый американский мюзикл был особенно любим жителями КНДР. И более того, служил пособием для изучения английского языка. Собственно, «The Sound of Music» не только стала одной из самых заметных композиций, прозвучавших в рамках тура, но и дала ему название.

-4

«Голые мужские ноги в старых сандалиях - это происки Дьявола и отныне запрещаются мной во имя Хорошего Вкуса». Эти и другие рекомендации, касательно внешнего вида, разрешенных и запрещенных предметов, поведения и прочего изложил глава делегации для своих подопечных на нескольких печатных листах. Из этого источника мы можем почерпнуть любопытные сведения о жизни в Северной Корее и том, какого там приходится приезжающим туристам. Из очевидного - на территории КНДР мобильная связь доступна исключительно с северокорейскими sim-картами, обеспечивающих также интернет, покрытие которого ограничивается столицей республики и прилегающими к ней территориями. Из неочевидного - иностранцам запрещено использовать северокорейские воны, но зато китайские юани, евро и доллары вполне себе в ходу. Свободное передвижение ограничено, если не сказать запрещено (к слову, один из участников группы пренебрег этим ограничением, сбежав поближе познакомиться с северокорейскими реалиями, в связи с чем заставил понервничать остальную группу и получил нагоняй от корейского представителя и самого Тровика), а обязательной частью туристической программы является посещение холма Мансу, где располагаются статуи Ким Ир Сена и Ким Чен Ыра. Посещение самой Кореи туристами, к слову, вполне доступное - в страну организуются многочисленные туры.

Потому если вы выглядите и ведете себя как достопочтенный джентльмен или благородная леди, любите смешные картинки про лидеров стран, а того и гляди везете в своей кожаной борсетке немного травки, то, конечно, для вас существует много мест, где вы без проблем найдете себе друзей, но только не в одной известной стране к северу от тридцать восьмой параллели. И уж тем более не среди граждан, в чьих руках сосредоточена власть того или иного рода.

Одна из основ идеологии «Laibach» - анонимность ее участников, однако поклонникам творчества коллектива все же известны их имена. Слева направо: Янес Габрич (ударные), Иван Новак (бэк-вокал, электроника), Милан Фрас (вокал), Мина Шпилер (бэк-вокал, клавишные),Рок Лопатич (клавишные,электроника), Лука Ямник (клавишные,электроника)
Одна из основ идеологии «Laibach» - анонимность ее участников, однако поклонникам творчества коллектива все же известны их имена. Слева направо: Янес Габрич (ударные), Иван Новак (бэк-вокал, электроника), Милан Фрас (вокал), Мина Шпилер (бэк-вокал, клавишные),Рок Лопатич (клавишные,электроника), Лука Ямник (клавишные,электроника)

Так или иначе все точки над «i» были расставлены, а уже в августе 2015-го самолет с участниками коллектива, организаторами и немногочисленными гостями на борту сел в аэропорту Пхеньяна. В сумме прибывание словенцев в стране заняло пять дней, один из которых был выделен для посещения Корейской демилитаризованной зоны. Оправдывая свой статус одной из самых опасных пограничных зон в мире, территория ДМЗ в эти дни становится источником новостей, претендующих на куда более широкий интерес общества, нежели первый рок-концерт под куполом тоталитаризма. Можно ли было представить, что приезд коллектива, активно эксплуатирующего идеи милитаризма, будет сопровождаться новостями о человеческих жертвах и взрывах противопехотных мин? Оставим этот вопрос без ответа.

Что же до самого концерта, состоявшегося в большом концертном зале художественного театра «Понхва» (о месте проведения участники группы узнали непосредственно накануне выступления), то его зрителями стали полторы тысячи человек, среди которых сорок пять преданных фанатов «Laibach» из Словении, Норвегии, России, Германии, США, Гонконга и Франции, а также более ста тридцати человек, в состав которых вышли иностранные чиновники различного ранга и их супруги. Большую часть аудитории, как не трудно догадаться, представляли корейцы - в 88% от общего числа зрителей входили представители правительства, сотрудники Министерства внутренних дел, члены союза профессиональных музыкантов и студенты консерватории. В отличие от людей, знакомых с творчеством словенского коллектива, эта категория людей, огражденная от тлетворного влияния Запада, совершенно не знала, что ждать от выступающих. Равно как не знали и сами «Laibach», вынужденные делать хорошую мину при плохой игре. Хотя к исполнению вопросов не возникало. Да и, что уж говорить, Мина тоже была хороша.

Первый в истории Северной Кореи рок-концерт вызвал настоящий ажиотаж, однако смотрелся весьма сюрреалистично и гротескно в рамках реалий страны. Многочисленные зрители, казалось, до конца не понимали то, что происходит у них перед глазами, однако несмотря на изначальное непонимание и препятствия во время организации выступления дебют «Laibach» состоялся. И более того, был вполне доброжелательно встречен как зрителями, так и представителями власти, а после его окончания еще и получил официальное одобрение в партийной газете. Правда, историческое выступление ограничилось лишь 45 минутами «звуков музыки», что составляло чуть больше половины от изначальной продолжительности концерта, но, впрочем, что еще оставалось ожидать пионерам северокорейской рок-сцены. Которые, несмотря ни на что, все-таки остались самими собой.

Выступлению в Северной Корее словенские концептуалисты посвятили небольшое видео, в которое вошел как сам концерт, так и кадры, иллюстрирующие жизнь в одной из самых закрытых стран мира. Как и тур, оно получило название в честь, пожалуй, «главного корейского хита «Laibach».

«Конечно, это очень необычно для нашего слуха, но было приятно услышать знакомые мотивы»
«Есть разные виды музыки. Теперь мы знаем и такую музыку тоже»

А с вами был Бородатый Горец, на этом наше музыкальное путешествие в Северную Корею подошло к концу. Другие наши статьи, а также множество иного самого разнообразного материала, вы можете найти в нашей группе «Бородатый Бард» Вконтакте и прочих площадках. Спасибо за прочтение!