В вальдорфской педагогике рисуют натуральными восковыми мелками «Stockmar», которые изготовлены из пчелиного воска с добавлением растительных красителей. Они пахнут медом. Маленькие дети, только начинающие рисовать, с удовольствием берут их в руки, нюхают, даже пробуют на зуб. Это и безопасно, и приятно.
Работая мелками, ребенок самостоятельно открывает целый веер художественных возможностей этого материала: можно проводить толстые линии, можно полоски, можно рисовать пятном, быстро тонируя большие пространства. Палитра мелков ограничена только основными цветами: в набор включаются красный, желтый и синий мелки.
Остальные цвета дети должны научиться получать сами, свободно экспериментируя. На выборе цвета (за исключением ситуаций коррекционной работы) педагог никогда не настаивает. Это личное дело ребенка.
Рисование мелками — свободное. Они всегда под рукой, всегда доступны. Никто не указывает ребенку, что, когда и как он должен изображать. Конечно, взрослым свойственен снобизм: рядом с ребенком так легко ощущать себя умным и умелым. Но то, что мы обычно называем обучением рисованию, часто работает не на личностное развитие, а на планомерное формирование стереотипности восприятия и изображения формы. А форму дети тоже должны найти сами.
Большее, что могут позволить себе вальдорфские садовницы, это рисовать рядом с детьми свою собственную работу. Делают они это обычно хорошо, так как умению рисовать отводится много времени во время их обучения. Однако есть и такие, которые считают, что их творчество никак не отражается на спонтанном рисунке ребенка, тесно связанном с его внутренним миром.
Детское рисование, считают вальдорфские педагоги, — не средство для планомерного обучения ребенка каким-то знаниям или навыкам, а возможность для проявления, «материализации» душевного мира, способ взаимодействия с миром.
РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ
11 апреля 202311 апр 2023
182
1 мин