Привет Дружище! Разберем сегодня по "косточкам" по проводочкам схему "Мооощного" блока питания который возможно пригодится для зарядки автомобильного аккумулятора.
Не дивись сурово на сложность схемы - она проста, а для облегчения понимания мы её на блоки нарежем и упростим.
ТРАНСФОРМАТОР С ПРЕДОХРАНИТЕЛЕМ И ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ
тут всё просто - без хорошего !транса! нам не обойтись. Внимание! Обиходное слово которым назвали радиолюбители трансформатор (транс) стало в наши дни "особенным" .... так что не нарывайтесь на !трансы!.
Если вы собрались получать от вашего блока питания 12 вольт и много Ампер - то и трансформатор должен вам это обеспечить. Иначе никак!
Для наших 12 вольт трансформатор должен обеспечивать на вторичке (силовой обмотке) не меньшее напряжение. От толщины проводов трансформатора зависит и ток, тонкие провода просто сгорят при токовых перегрузках (это надо помнить).
В схеме, что на заставке, есть мудреная часть для питания светодиода - абсолютно ненужная трата деталей ... светодиод можно было просто включить в указанную область через резистор И ВСЁ буде ОК.
Теперь о стабилизации напряжения.
В данной схеме используется микросхема КР142ЕН5А. Хорошая такая микросхема управляет "триадой" не менее мощных транзисторов КТ819Б и всё ради того, чтобы на нагрузке (авто аккумулятор) не было напряжения более 14 вольт. КС210Б играет ту же роль стабилизируя СУПЕР КОНДЕНСАТОР емкостью аж 200 000 мкФ (хороший такой конденсатор)
Чтобы набрать такую емкость, вам потребуется ведро ! конденсаторов
Сколько это будет вам стоить - одному Вам и известно....
О ДИОДАХ И МОСТАХ
Довольно странным решением было применить рассыпные диоды Д305 вместо Диодного моста (как это обычно делается). Чтобы усилить диоды по току их соединили параллельно но весьма необычно (разгадывать эту задумку авторов схемы мне не охота) традиции выглядят так ...
Этой схемой можно питать и заряжать что угодно, а уж если и применять транзисторы и микросхемы, то хотя-бы для благородных целей - типа там защиты от перегрузок или регулировки напряжения ....
Микросхемы, транзисторы, стабилитроны .. всё это конечно хорошо, но давайте на забывать о цели ради которой мы "кашу заварили" - Мы хотим получить Блок питания для заряда Автомобильных Аккумуляторов.
Если покупать БП для зарядки нам не хочется, мы делаем его сами ! Вот самое простое и рабочее решение которое Вам и пригодится
ВНИМАНИЕ! В этой, растиражированной, схеме есть принципиальная ошибка - НАПРЯЖЕНИЕ 12 вольт. Этого МАЛО для АКБ, надо 13 В.
Если с трансформатора у вас выходит 12 вольт, то после диодного моста с конденсатором выпрямленное напряжение будет выше.
Выходное напряжение определяется как Uпер = U*1.41. То есть если на обмотке мы имеем 10 вольт переменного напряжения, то на конденсаторе и на нагрузке мы получим 14,1В. Примерно так. — Под нагрузкой напряжение немного проседает, а насколько — зависит от конструкции трансформатора, его мощности и емкости конденсатора. — Выпрямительные диоды должны быть рассчитаны на ток в 1,5-2 раза больше необходимого.
Кроме того можно совсем упростить схему (до безобразия) и зарядить севший авто-аккумулятор с помощью лампочки и диода прямо от розетки.
ДА! ДА! ДА! ЭТО ОПАСНО! но прекрасно работает и даже разбивает сульфатные пленки на свинцовых пластинах.
НУЖНЫ ИЛИ НЕТ СЛОЖНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ ?
Конечно НУЖНЫ ! с их помощью можно очень хорошо "канифолить" мозги начинающим радиолюбителям и просто интересующимся техникой согражданам. Сотрясая воздух умными словами и вычурными названиями схем и приборов вычитанными в интернете Вы не становитесь умнее,... разве что раздуваете своё самомнение и тешите своё самолюбие за счет тех кто, пока еще не прочитал мои статьи, в том числе и эту =)
Искренний Ваш
Д.К.