"Если я не ем, не разговариваю, очищаю себя, могу ли я таким образом очищать пространство вокруг?" (Марина Абрамович)
Что: перформанс "Дом с видом на океан" (The House with the Ocean View).
Кто: "бабушка перформанса" Марина Абрамович.
Когда: 2002 год, аккурат после 11 сентября.
Где: галерея Шона Келли (Sean Kelly Gallery), Нью-Йорк.
В течение 12 дней Марина Абрамович находилась в трех комнатах в разрезе на условной сцене под пристальным, испытующим, постоянным глазом публики. Она не ела, только пила воду, принимала душ, ходила в уборную, переодевалась, лежала, сидела, стояла, медитировала, на публику смотрела, а та на нее... в том числе и через мощный телескоп.
Максимальная уязвимость. Не публики, художника (Марина Абрамович даже потребовала, чтобы владелец галереи и сотрудники подписали специальный договор, обязывающий их не вмешиваться в естественный ход перформанса, независимо от того, что может произойти).
"Я думаю, когда они увидели меня такой уязвимой, такой открытой, реакция была подобна лавине эмоций или океану. Так называлась статья "Дом с видом на океан", и океан был в их сознании. Они помогли мне пройти через это" (Марина Абрамович)
Комнаты Марины находились на высоте пяти футов (полтора метра), с промежутком около двух футов (60 см) между каждым помещением. Скудно обставленные, они содержали примитивную деревянную кровать без матраса, стул с минеральной подушкой, стол, полки с одеждой на каждый день, раковину, душ, туалет и тикающий метроном, отмечающий ход времени.
То была история первая - про практики тибетского буддизма, или ламаизма, как его иногда называют, главный вектор которых есть обретение душевного равновесия и энергии, успокоение ума, расширение сознания и, как следствие, тотального очищения.
А еще у нашей дамочки были шесть белых полотенец, металлическое ведро, кусок натурального мыла, бутылка розовой воды, бутылка из чистого миндального масла и... семь пар брюк и семь рубашек семи разных цветов.
Потому что число семь - цифра-синоним духовного порядка и жизни: под смоковницей с 7 плодами сидел Будда и он же сделал ровно 7 шагов по 7 космическим ступеням (семиступенчатое путешествие есть эволюция человека, путь к просветлению). Более того, бог создал мир за 7 дней, а Христос воскрес на 7 день; 7 печатей в "Книге жизни" из Апокалипсиса, 7 святых дев, 7 тучных коров и 7 худых, 7 таинств Церкви, 7 смертных грехов, 7 дней в неделе, 7 чудес света, 7 цветов радуги, 7 музыкальных нот... и, кажется, тут продолжать можно до бесконечности (нейробиологи, например, считают цифру 7 неким эквивалентом максимального объема "оперативной памяти" мозга).
Спуститься со сцены до окончания перформанса Марина Абрамович не могла. И не только потому, что то был сказ-эксперимент про очищение себя, того парня и пространства вокруг (личного, окололичного, всеобщего), и про уязвимость / неуязвимость - ступеньки трех лестниц, ведущих из трех отсеков условных комнат в зрительный зал, были сделаны из ножей.
Заточенных мясницких ножей, острием вверх вместо перекладин (напоминаю, что то было время сразу после 11 сентября).
На полу перед этими ужасно замечательными лестницами была нарисована белая линия, обозначавшая границу, которую зрителям не разрешалось пересекать. А еще им не разрешалось говорить - только диалог с художником глаза в глаза, только энергетический обмен.
"Люди приходили как алкоголики, только вместо стакана водки брали шот взгляда глаза в глаза. Многие приходили утром, до открытия галереи, и ждали в деловых костюмах. Многие потом признались, что вообще не имеют никакого отношения к искусству. Я стала думать, что скорее всего другие люди не смотрят на них так пристально, как я, и, возможно, им просто нужно, чтобы на них посмотрели утром, перед тем как они уйдут на работу" (Марина Абрамович)
Зато зрителям очень даже разрешалось поспать - то будет история вторая, про сон и про "Dream Bed".
"Я хочу посвятить эту работу Нью-Йорку и жителям Нью-Йорка. В городе, где нет времени, я хотела создать островок времени" (Марина Абрамович)
Dream Bed ("Кровать мечты") - это кровать-объект (паблик-арт), которой посетителям предлагалось пользоваться в течение одного полного часа (запись на прием к терапевту через галерею).
И это тоже сказ про очищение, просветление и духовное равновесие, только уже через сон / бездействие. Такая ритуализации сна / лежания / рефлексии. Эдакий первичный опыт медитации. Не без семантического эха даосизма (согласно которому к жизни следует относиться как ко сну, но и ко сну следует относиться как к реальности), памятуя о даосистской притче Чжуан-цзы "О Бабочке" (гл.2 "О равенстве вещей"):
Чжуан-цзы приснилось, что он стал бабочкой. И проснувшись, он уже не знал, кто он: Цзы, видевший во сне, будто стал бабочкой, или бабочка, которой снится, что она - Чжуан-цзы. "Это и называют превращением...".
Очищение - просветление - превращение.
Покой.
Уязвимость.
Неуязвимость.
11 сентября 2002 года.
Неуязвимость.
Уязвимость.
Покой.
Очищение - просветление - превращение.
Перформанс сопровождала 30-минутная видеоинсталляция Stromboli (Стромболи - маленький островок с постоянно действующим вулканом, что в Тирренском море близ Сицилии). На видео художница лежит на краю океана, между сушей и морем, и голова ее двигается в такт волнам.