История, стоящая за манифестом музыкального освобождения альт-саксофониста 1962 года.
Каждый, кто знаком с классическим альбомом Джеки Маклина "Let Freedom Ring" на Blue Note, знает, что альт-саксофонист обладал одним из самых характерных звуков в джазе. Интонация его инструмента всегда была намеренно слегка резкой, что приводило к язвительному тону, придававшему его музыке остроту. Конечно, это было не всем по вкусу, и для некоторых слушателей этот звук был таким же раздражающим, как скрежет ногтей по меловой доске. Но для Маклина, который однажды с гордостью заявил: "Я саксофонист без сахара", его противоречивое звучание отражало его личные обстоятельства: "Моя жизнь была сладкой и кислой, горько-сладкой, и я интерпретирую свой опыт".
На первый взгляд, "Let Freedom Ring" был просто очередной пластинкой в длинной череде сессий, которые молодой альт-саксофонист записал для Blue Note после того, как присоединился к компании в 1959 году. До этого он записал несколько пластинок для Prestige после своего дебюта в качестве 20-летнего вундеркинда на альбоме Майлза Дэвиса 1951 года. Под влиянием Дэвиса, а также Чарли Паркера, Чарльза Мингуса и Телониуса Монка Маклин постепенно выработал собственное звучание и стал приверженцем хард-бопа - приземленного, пропитанного блюзом и госпелом ответвления бибопа, ставшего в 1950-е годы самой горячей валютой джаза. Но, как и его ранний наставник Майлз Дэвис, Маклин был неугомонным любопытным музыкантом, который не хотел повторяться. Вы можете услышать это громко и ясно в Let Freedom Ring, знаковом альбоме, который стал решающим переломным моментом в карьере саксофониста.
Side One:
1. Melody For Melonae (13:18)
2. I'll Keep Loving You (6:17)
Как и многие джазовые музыканты, работавшие в конце 50-х и начале 60-х годов, Маклин испытал глубокое влияние революционного подхода Орнетта Коулмана, который бросил в джазовый мир музыкальный эквивалент ручной гранаты своим взрывным альбомом 1959 года The Shape Of Jazz To Come. Отбросив ортодоксальные концепции мелодии, гармонии, структуры и ритма, Коулман разделил джазовое сообщество. Некоторые, как Маклейн, были в восторге. Маклин увидел возможные решения музыкальных проблем, над которыми он бился примерно в то же время.
Действительно, в своих примечаниях к альбому Let Freedom Ring Маклин признается, что "уход от традиционных и часто используемых изменений аккордов был моей личной дилеммой". Другими словами, он начал понимать, что хард-боп стал музыкальным тупиком, ограничивающим его творчество и ограничивающим его воображение. Но инновации Коулмана предложили выход. "(Он) заставил меня остановиться и задуматься", - написал МакЛин в примечаниях к альбому Let Freedom Ring. "Он выдержал много критики, но никогда не отказывался от своего дела - свободы самовыражения".
Side Two:
1. Rene (10:00)
2. Omega (8:32)
Учитывая его тогдашние настроения, неудивительно, что МакЛин пригласил барабанщика Орнетта Коулмана Билли Хиггинса для участия в записи, которая проходила в знаменитой студии Руди Ван Гелдера в Нью-Джерси. "Мне очень нравится, какой грув получается у Билли", - сказал МакЛин о 26-летнем лос-анджелесском барабанщике, который участвовал в записи альбома The Shape Of Jazz To Come и нескольких других новаторских записей саксофониста конца 50-х - начала 60-х годов. На бас МакЛин пригласил 21-летнего Херби Льюиса, который играл на нескольких сессиях пианиста соул-джаза Леса МакКанна, а за фортепиано сел 29-летний Уолтер Дэвис-младший, который начинал с Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи. Льюис и Бишоп, с их восприимчивостью к соул-джазу и хард-бопу, вряд ли выглядели революционерами или музыкантами, стремящимися раздвинуть рамки джаза, но благодаря их присутствию МакЛин, казалось, нашел чувство музыкального баланса - между хард-бопом и ультрамодернизмом - которое и сформировало уникальный характер Let Freedom Ring.
На самом деле, альбом мало похож на звуковой экстремизм Орнетта Коулмана. В "Melody for Melonae", написанной для шестилетней дочери МакЛина, Мелонэ, и посвященной ей, использовались модальные структуры на основе гаммы, которые Майлз Дэвис ввел в Kind Of Blue, а "I'll Keep Loving You" была кавер-версией баллады Бада Пауэлла, преобразованной жуткими высокочастотными визгами МакЛина. Язык блюза был заметен и в "Rene", названной в честь сына МакЛина, и в "Omega", написанной в честь его матери, Альфа Омега МакЛин.
С музыкальной точки зрения, эта музыка шла по натянутому канату между традиционным и неортодоксальным; это качество в дальнейшем отразится в творчестве МакЛина в 1960-е годы. Однако "Let Freedom Ring" - это то, с чего все началось. Без эмансипации Freedom от устаревшей лексики бибопа не было бы One Step Beyond и Destination...Out!, альбомов, которые прочно заняли место Маклейна в авангарде импровизационной авангардной музыки.
Послушайте "Let Freedom Ring" Джеки Маклина прямо сейчас.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!