Чем больше ребенок двигается, чем больше развивается крупная и мелкая моторики, тем быстрее развивается его мозг в целом. Об этом мы лет 20 назад не знали. А я не изучала тему: в каком возрасте какие движения у маленького человечка возможны.
Знаю по опыту, что подпрыгнуть на месте сразу двумя ногами раньше двух лет ребенок не может, например. И что практически любого (здорового) малыша начинать учить владению ножницами можно с двух лет.
Делаю я это постепенно, по шагам, чтобы у малыша все получилось. И, если это ему интересно, естественно. А он хочет подражать взрослым (он же видит, как мы орудуем ножницами) и с воодушевлением возьмет в ручки новый для него инструмент.
Подбор инструмента
Есть ножницы для совсем маленьких детишек, которые мне не нравятся. Они сделаны из пластика или стекловолокна и для наибольшей безопасности у них уменьшена функциональность, вот поэтому они меня и не устраивают. Вот такие, как на фото ниже:
Своим воспитанникам, а сейчас и внучке Лизе, я покупаю ножницы самого маленького размера, с ассиметричными кольцами (так удобней держать) и с металлическими лезвиями. И с округленными концами. Примерно вот такого вида:
Самое главное, чтобы у них был легкий ход, чтобы они легко раскрывались и закрывались. Даже ножницы одной и той же модели могут различаться в легкости хода. К сожалению, если они продаются в упаковке, их не проверишь, пока не купишь.
Техника безопасности
Когда приступаю к первому занятию, сообщаю, что ножницы — опасный инструмент, что с ними можно работать только за столом. Детям постарше можно сказать, что с ними нельзя ходить и их надо правильно передавать другому человеку: в закрытом виде и ручками вперед. И показать.
После занятий я убираю ножницы в недоступное место. До восьми лет (примерно) надо контролировать процесс резания. Но, если работает группа детей, как мне кажется, взрослый должен присутствовать обязательно, независимо от возраста: может возникнуть непредсказуемая эмоциональная ситуация.
Лиза знает, где лежат кухонные ножницы, и уже несколько раз пыталась их достать самостоятельно и разрезать упаковку какой-то купленной вещи. Для этого ей надо подставить табуретку к столешнице на кухне, открыть ящик и достать их. Мы не запрещаем ей делать это, а помогаем. И она никогда не остается на кухне одна, без присмотра.
Этапы обучения
С самого начала ставим руку и всегда следим за этим, пока малыш не научиться держать ножницы правильно.
Параллельно учим ребенка перехватывать бумагу, пододвигать ее, когда пальцы, держащие бумагу, оказываются близко к лезвиям.
Как часто можно заниматься в самом начале с ножницами? Чтобы не отбить интерес, поскольку это довольно трудное для слабеньких пальчиков, раз в две недели.
У меня так получилось с Лизой, что раз в две недели учила ее этому занятию, она с удовольствием бралась за ножницы, и через два месяца, на четвертом "уроке" стала самостоятельно делать первый шаг.
Правда, еще каждый раз, когда берет ножницы, поправляю руку, это видно на видео ниже. И еще видно, что это для нее тяжелый труд — на последних секундах ролика...
Как я учу Лизу работать с ножницами, видно в ролике, где она украшает бабочку: мы режем бумагу второй раз в жизни. В конце ролика Лиза начала самостоятельно делать нажим — закрывать ножницы.
В обучении можно выделить несколько шагов:
- Учимся нарезать кусочки от узкой и тонкой полоски бумаги, чтобы на одно закрывание лезвий кусочек оказался отрезанным.
- Нарезаем на кусочки полоски более широкие, на два-три закрывания лезвий.
- Режем лист формата А4 на длинные полоски по нарисованным линиям.
- Учимся из квадрата вырезать круг, скругляя углы по нарисованным линиям.
- Учимся вырезать картинки из журналов любой формы и начинаем резать картон.
Видела, что многие дети младшего школьного возраста не знают приема, применяемого при вырезании сложной фигуры. Когда надо сначала обрезать грубо, а потом уже вырезать более мелкие детали. Этому тоже можно учить с лет четырех-пяти.
Воспитательные моменты и игровые ситуации
Как только Лиза начала самостоятельно резать бумагу, я теперь "не могу" обойтись без помощницы. Если мне надо что-то отрезать, и это посильно для Лизы, я зову ее на помощь.
Так повышается самооценка, она понимает, что оказывает помощь великану-взрослому, и расцветает, когда я говорю ей, что у тебя хорошо получилось отрезать.
На каждом этапе обучения можно и нужно использовать игровые ситуации: мой главный метод воспитания и развития — игровой.
Когда мы нарезаем кусочки бумаги, их можно применить для различных поделок, например:
- украсить разноцветными квадратиками, прямоугольниками и треугольниками вырезанные из белой бумаги силуэтные фигурки бабочки, жука, рыбки, кружки, конфеты, варежки, медузы и т.д.;
- сделать на листе формата А4 дорожку из камешков или приклеить просто камешки, по которым будет прыгать кто-то;
- изобразить из нарезанных кусочков различные геометрические линии: прямая, кривая (горка), зигзаг, спираль;
- можно такими кусочками "рисовать" буквы, геометрические формы и даже что-то подобие человечков, лодочек, рыбок и др.
Когда переходим к нарезанию полосок, то их можно использовать для создания объемных аппликаций, например, как волосы в портрете мамы (завивать волосы надо с помощью карандаша).
Или склеить из полосок колечки и смастерить из них бусы для мамы.
Или длинную полоску бумаги разрезать на более тонкие полоски, но не до конца, получается что-то подобие крыльев с перьями, с которыми можно поиграть-полетать как птички.
Здесь больше есть возможностей, как использовать полоски бумаги и много материала в инете на эту тему.
А когда мы осваиваем вырезание картинок, то начинаем делать первые книжки-малышки своими руками.
Желаю Вам успехов в обучении!
Надеюсь на обратную связь, была ли эта заметка полезной?