Найти тему

Ножницы и ребенок: научить резать ножницами бумагу можно с 2-х лет

Оглавление
На четвертом занятии с ножницами Лиза самостоятельно отрезает кусочки от тонкой полоски бумаги
На четвертом занятии с ножницами Лиза самостоятельно отрезает кусочки от тонкой полоски бумаги

Чем больше ребенок двигается, чем больше развивается крупная и мелкая моторики, тем быстрее развивается его мозг в целом. Об этом мы лет 20 назад не знали. А я не изучала тему: в каком возрасте какие движения у маленького человечка возможны.

Знаю по опыту, что подпрыгнуть на месте сразу двумя ногами раньше двух лет ребенок не может, например. И что практически любого (здорового) малыша начинать учить владению ножницами можно с двух лет.

Делаю я это постепенно, по шагам, чтобы у малыша все получилось. И, если это ему интересно, естественно. А он хочет подражать взрослым (он же видит, как мы орудуем ножницами) и с воодушевлением возьмет в ручки новый для него инструмент.

Подбор инструмента

Есть ножницы для совсем маленьких детишек, которые мне не нравятся. Они сделаны из пластика или стекловолокна и для наибольшей безопасности у них уменьшена функциональность, вот поэтому они меня и не устраивают. Вот такие, как на фото ниже:

-2

Своим воспитанникам, а сейчас и внучке Лизе, я покупаю ножницы самого маленького размера, с ассиметричными кольцами (так удобней держать) и с металлическими лезвиями. И с округленными концами. Примерно вот такого вида:

-3

Самое главное, чтобы у них был легкий ход, чтобы они легко раскрывались и закрывались. Даже ножницы одной и той же модели могут различаться в легкости хода. К сожалению, если они продаются в упаковке, их не проверишь, пока не купишь.

Техника безопасности

Когда приступаю к первому занятию, сообщаю, что ножницы — опасный инструмент, что с ними можно работать только за столом. Детям постарше можно сказать, что с ними нельзя ходить и их надо правильно передавать другому человеку: в закрытом виде и ручками вперед. И показать.

После занятий я убираю ножницы в недоступное место. До восьми лет (примерно) надо контролировать процесс резания. Но, если работает группа детей, как мне кажется, взрослый должен присутствовать обязательно, независимо от возраста: может возникнуть непредсказуемая эмоциональная ситуация.

Лиза знает, где лежат кухонные ножницы, и уже несколько раз пыталась их достать самостоятельно и разрезать упаковку какой-то купленной вещи. Для этого ей надо подставить табуретку к столешнице на кухне, открыть ящик и достать их. Мы не запрещаем ей делать это, а помогаем. И она никогда не остается на кухне одна, без присмотра.

Этапы обучения

С самого начала ставим руку и всегда следим за этим, пока малыш не научиться держать ножницы правильно.

Параллельно учим ребенка перехватывать бумагу, пододвигать ее, когда пальцы, держащие бумагу, оказываются близко к лезвиям.

Как часто можно заниматься в самом начале с ножницами? Чтобы не отбить интерес, поскольку это довольно трудное для слабеньких пальчиков, раз в две недели.

У меня так получилось с Лизой, что раз в две недели учила ее этому занятию, она с удовольствием бралась за ножницы, и через два месяца, на четвертом "уроке" стала самостоятельно делать первый шаг.

Правда, еще каждый раз, когда берет ножницы, поправляю руку, это видно на видео ниже. И еще видно, что это для нее тяжелый труд — на последних секундах ролика...

Как я учу Лизу работать с ножницами, видно в ролике, где она украшает бабочку: мы режем бумагу второй раз в жизни. В конце ролика Лиза начала самостоятельно делать нажим — закрывать ножницы.

В обучении можно выделить несколько шагов:

  1. Учимся нарезать кусочки от узкой и тонкой полоски бумаги, чтобы на одно закрывание лезвий кусочек оказался отрезанным.
  2. Нарезаем на кусочки полоски более широкие, на два-три закрывания лезвий.
  3. Режем лист формата А4 на длинные полоски по нарисованным линиям.
  4. Учимся из квадрата вырезать круг, скругляя углы по нарисованным линиям.
  5. Учимся вырезать картинки из журналов любой формы и начинаем резать картон.

Видела, что многие дети младшего школьного возраста не знают приема, применяемого при вырезании сложной фигуры. Когда надо сначала обрезать грубо, а потом уже вырезать более мелкие детали. Этому тоже можно учить с лет четырех-пяти.

Воспитательные моменты и игровые ситуации

Как только Лиза начала самостоятельно резать бумагу, я теперь "не могу" обойтись без помощницы. Если мне надо что-то отрезать, и это посильно для Лизы, я зову ее на помощь.

Так повышается самооценка, она понимает, что оказывает помощь великану-взрослому, и расцветает, когда я говорю ей, что у тебя хорошо получилось отрезать.

На каждом этапе обучения можно и нужно использовать игровые ситуации: мой главный метод воспитания и развития — игровой.

Когда мы нарезаем кусочки бумаги, их можно применить для различных поделок, например:

  • украсить разноцветными квадратиками, прямоугольниками и треугольниками вырезанные из белой бумаги силуэтные фигурки бабочки, жука, рыбки, кружки, конфеты, варежки, медузы и т.д.;
  • сделать на листе формата А4 дорожку из камешков или приклеить просто камешки, по которым будет прыгать кто-то;
  • изобразить из нарезанных кусочков различные геометрические линии: прямая, кривая (горка), зигзаг, спираль;
  • можно такими кусочками "рисовать" буквы, геометрические формы и даже что-то подобие человечков, лодочек, рыбок и др.

Когда переходим к нарезанию полосок, то их можно использовать для создания объемных аппликаций, например, как волосы в портрете мамы (завивать волосы надо с помощью карандаша).

Или склеить из полосок колечки и смастерить из них бусы для мамы.

Или длинную полоску бумаги разрезать на более тонкие полоски, но не до конца, получается что-то подобие крыльев с перьями, с которыми можно поиграть-полетать как птички.

Здесь больше есть возможностей, как использовать полоски бумаги и много материала в инете на эту тему.

А когда мы осваиваем вырезание картинок, то начинаем делать первые книжки-малышки своими руками.

Желаю Вам успехов в обучении!

Надеюсь на обратную связь, была ли эта заметка полезной?