Найти тему
Журнал Calend.ru

Фантастика жесткого действия врача-психиатра Сергея Лукьяненко

Сергей Лукьяненко получил широкую известность как писатель-фантаст в начале двухтысячных после выхода романа «Ночной Дозор», вернее, после его весьма успешной экранизации. Этот фильм сделал популярным, даже культовым режиссера Тимура Бекмамбетова и был первым в истории российского кинематографа фильмом, чьи кассовые сборы превысили миллиард рублей.

С циклом романов о Дозорах часто и ассоциируется имя Сергея Лукьяненко, хотя в его портфолио немало и других, не менее интересных работ. Предлагаем сегодня узнать больше о других произведениях писателя. Возможно, вы найдете для себя среди них что-то интересное.

  Российский писатель Сергей Лукьяненко встречается с читателями в Москве. Фото: A.Savin, WikiCommons, по лицензии CC BY-SA 3.0 Марина Опарина
Российский писатель Сергей Лукьяненко встречается с читателями в Москве. Фото: A.Savin, WikiCommons, по лицензии CC BY-SA 3.0 Марина Опарина

«За лесом, где подлый враг» (1988)

Это одно из первых опубликованных произведений Сергея Лукьяненко, которое вышло в журнале «Уральский следопыт» и после было переиздано. И хотя этот рассказ опубликовали не первым из произведений писателя, именно он и был его первым законченным текстом. По словам самого Лукьяненко, писать фантастические рассказы он начал банально от скуки, когда учился на первом курсе Алма-Атинского государственного медицинского института по специальности врач-психиатр. Этот рассказ и еще два он написал буквально за вечер. Сам автор признает, что с публикации рассказа «За лесом, где подлый враг» началась его творческая карьера. Он получил возможность принять участие в конкурсе-фестивале фантастики «Аэлита» в 1989 году, а затем поучаствовал в семинаре в Дубулты, где познакомился с маститыми критиками и писателями, среди которых были Лев Вершинин и Владимир Васильев.

Сюжет рассказа «За лесом, где подлый враг» сконцентрирован на военных действиях, в ходе которых выясняется, что «подлый враг» отвечает на обстрелы из того же типа орудия и в те же самые точки, из которых ведется обстрел. Главный герой Стрелок ни разу не видел врага. Он встречает Странника, который однажды выходит из леса с ребенком на руках и рассказывает, что ребенок пострадал от «парализатора» одного из военных. За ту ночь, которую Странник проводит у военных, он рассказывает много историй. А перед уходом открывает тайну того самого «подлого врага».

«Рыцари Сорока Островов» (1990)

  Обложка книги. Фото: litres.ru Марина Опарина
Обложка книги. Фото: litres.ru Марина Опарина

Первым среди романов, получивших публикацию, стало именно это произведение Сергея Лукьяненко. Оно вышло в издательстве «Terra Fantastica» в 1992 году.

Сюжет переносит читателя в мир Сорока Островов, который когда-то был создан инопланетянами в качестве искусственного полигона, где проводились исследования моделей поведения детей, отобранных среди землян как самых перспективных. Пришельцы создают двойников этих детей, помещают их на один из сорока островов и создают им такие условия, чтобы им пришлось сражаться деревянными мечами за право вернуться домой. Постепенно до детей доходит, что они находятся под куполом, и они предпринимают попытку проникнуть за его переделы.

Интересен тот факт, что изначально история задумывалась как коротенькая пародия на произведения Владислава Крапивина, поэтому автор использовал антураж произведений Крапивина и героев, но поставил перед собой цель создать для детей более жесткие ситуации и условия. По мере написания текста Лукьяненко понял, что уже давно вышел за рамки пародии, поэтому пародийные элементы исключил и продолжил писать полноценный роман. Но в эпиграфе оставил отсылку к книгам Крапивина. Многие сравнивают героев романа с детьми-убийцами Уильяма Голдинга из его истории «Повелитель мух», но писатель отмечал, что не читал романа Голдинга до написания своего романа.

Сам Лукьяненко признавался неоднократно, что очень любит этот свой роман, однако, признает, что он слишком жестокий и ему даже стыдно за это перед героями, особенно за тот факт, что «убил» сразу пятерых из персонажей в конце третьей главы, поскольку героев было слишком много».

Этот роман был удостоен премии «Меч Руматы» как лучшее произведение в жанре героико-романтической и приключенческой фантастики.

«Лорд с планеты Земля» (1990—1992)

  Обложка книги. Фото: litres.ru Марина Опарина
Обложка книги. Фото: litres.ru Марина Опарина

Это очень интересная трилогия Сергея Лукьяненко, состоящая из трех повестей: «Принцесса стоит смерти», «Планета, которой нет» и «Стеклянное море».

Сюжет рассказывает о молодом человеке по имени Сергей, который однажды спасает девушку от хулиганов, а после эта девушка оказывается принцессой с другой планеты, которая называется Тар. По просьбе принцессы Сергей оказывается в мире Храмов, где ему приходится победить в нескольких битвах и жениться на этой принцессе, чтобы спасти планету Тар. Ему открывается знание о наложенном на нашу планету Земля заклятии и угрозе уничтожения ее с помощью кварковой бомбы.

По признанию самого писателя, он писал эту трилогию для того, чтобы показать миру, что не всегда произведения, написанные в жанре «космической оперы», являются примитивным чтивом. Он отмечал, что «существовало стойкое и ложное убеждение, что „космическая опера“ — заведомо примитивное, схематичное чтиво», и написал роман-трилогию «в порядке дискуссии с этой точкой зрения».

Трилогия затрагивает сложные философские, моральные проблемы, пытается донести до читателя очень важные мысли и идеи посредством заведомо развлекательного жанра.

Критики, в частности, Борис Невский, назвал трилогию «Лорд с планеты Земля» началом века русской космической оперы, который длится до сих пор, и указал на то, что роман значительно отличается от произведений основателей жанра Эдварда Смита и Эдмонда Гамильтона, которые назвал «простенькими авантюрами». Хотя и признает, что произведения Лукьяненко уступают по художественным достоинствам признанным советским мастерам жанра.

Ярослав Хорошков отмечал, что Лукьяненко затрагивает в романе проблемы толерантности, прикладного гуманизма и ответственности. Василий Владимировский обращает особое внимание на третью повесть трилогии «Стеклянное море» и считает, что она и развивает авторский замысел превратить роман-трилогию «в подобие сложного многомерного лабиринта» и предлагает в своей основе «многомерное напластование неортодоксальных социологических и теологических концепций».

Впрочем, не все критики отзывались о трилогии так восторженно. К примеру, Всеволод Ревич отмечал, что Лукьяненко не смог избежать того однообразия сюжетных схем и главного героя, которое характерно для «космических опер». Он считал, что роман можно было бы назвать философским, если бы философское начало в нем не было бы отодвинуто «так далеко, что иной читатель может его и не заметить», а «сочетание серьезных мыслей с приемами бульварной литературы — вещь в принципе невозможная».

Тем не менее, данная трилогия, безусловно, заслуживает внимания читателя.

А мы предлагаем сегодня вспомнить наиболее яркие цитаты из произведений Сергея Лукьяненко, чтобы еще раз насладиться его живым и точным языком и уникальным авторским стилем.

Кликайте сюда, там цитаты. Персонально для вас!