Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

THR: Знакомство с тренером по актёрскому мастерству, который помог сформировать запоминающиеся образы Х. Леджера, О. Айзека и П.Паскаля

Дата публикации: 7 апреля 2023

Автор статьи: Алекс Ритман (Alex Ritman)

Перевод: мой

***

Ирландец Джерри Греннелл занял лидирующее место среди преподавателей актёрского мастерства, к кому обратилось большое число голливудских звёзд за помощью в формировании акцентов, деконструкции своих сценариев и глубоком погружении в психологию своего экранного образа: "Он как Румпельштильцхен, который создаёт всё моё искусство за меня, и никто не должен знать!"

***

Есть одна вещь, которую Оскар Айзек (Oscar Isaac) делает в первую очередь, получив более-менее интересующий его сценарий: он отправляет его тренеру по актёрскому мастерству и речи Джерри Греннеллу (Gerry Grennell).

“Обычно это выглядит так: ”Мне интересно, а что об этом думает Джерри".

Фото-коллаж с сайта The Hollywood Reporter
Фото-коллаж с сайта The Hollywood Reporter

Как объясняет Айзек в интервью изданию The Hollywood Reporter, Греннелл затем присылает ему подробные заметки, касающиеся таких областей, как “изюминка” в роли, как построить взаимодействие между образом и самим собой, и открывает ли эта роль ему что-то новое для изучения. “В этом плане он очень хорошо меня знает”, - говорит Оскар Айзек.

Он не единственный артист, кто интересуется мыслями этого непритязательного, обаятельного, весёлого и исключительно разговорчивого ирландца, прежде чем приступать к новому проекту.

За почти 30 лет тренер из Дублина непринуждённо собрал блестящий список клиентов, который состоит из лучших голливудских актёров, включая несколько громких имён, многократных лауреатов премии "Оскар" и современных актёров, кто работает и сейчас. Некоторые сделали Греннелла своим помощником по умолчанию, когда готовились к роли (хотя он скромно предполагает, что использует “ловкость рук”, чтобы убедить их в своей ценности).

Наряду с Оскаром Айзеком, с которым он сотрудничал более десяти лет, включая его звёздную работу в 2013 году в проекте "Внутри Льюина Дэвиса"(Inside Llewyn Davis) и поддерживая далее на пути во время его взлёта с тех пор до одного из самых востребованных ведущих актёров как в крупных студийных проектах с большими производственным и рекламным бюджетом (так называемых тентполах/ tentpole), так и в престижных артхаусных картинах, Греннелл работал и с другими.

Среди них и такие именитые личности, как Марлон Брандо (Marlon Brando), Мэрил Стрип (Meryl Streep), Натали Портман (Natalie Portman), Шон Пенн (Sean Penn), Том Круз (Tom Cruise), Джош Бролин (Josh Brolin), Киллиан Мёрфи (Cillian Murphy), Брюс Уиллис (Bruce Willis), Энн Хэтэуэй (Anne Hathaway), Мэтт Дэймон (Matt Damon), Брайан Кокс (Brian Cox), Юэн МакГрегор (Ewan McGregor) и Орландо Блум (Orlando Bloom), Джонни Депп (Johnny Depp) и Эндрю Гарфилд (Andrew Garfield). Список впечатляющий. “Если вам посчастливилось учиться у Джерри, то стоит прислушаться”, - однажды сказал Гарфилд.

Также среди его клиентов был сейчас уже покойный Хит Леджер (Heath Ledger). Именно с Греннеллом связался Леджер, когда ему предложили знаковую и в последствии оскароносную роль Джокера в "Тёмном рыцаре". Он помог ему изучить и развить эту роль во Вселенной Бэтмена.

Недавними работами Джерри Греннелла стали подготовка Педро Паскаля (Pedro Pascal) к роли Джоэла Миллера в сериале “Последние из нас” (The Last of Us) и Бойда Холбрука (Boyd Holbrook), к слову, ещё одного его постоянного подопечного, кто назвал Греннелла "абсолютной легендой" – к предстоящему фильму "Индиана Джонс и циферблат судьбы" (Indiana Jones and the Dial of Destiny). Соотечественник и новоиспечённый номинант на премию "Оскар" Пол Мескал – это один из его новых клиентов, они общались во время нескольких сеансов, работая над его ролью в фильме "Кармен" (Carmen)*.

* Мировая премьера фильма состоялась 11 сентября 2022 года на Международном кинофестивале в Торонто (Toronto International Film Festival/TIFF). В кинотеатрах США показ запланирован на 21 апреля 2023 года компанией Sony Pictures Classics, а во Франции – 14 июня 2023 года компанией Pathé Distribution.

Оскар Айзек шутливо назвал Греннелла своим волшебником: “Он мой особенный волшебник, как Румпельштильцхен, который делает все мои работы за меня. И никто не должен знать!” (He’s my special wizard, like a Rumpelstiltskin who makes all of my art for me. And nobody can know!)

Хотя его регулярно представляют как “тренера по актёрскому мастерству”, либо “тренер по диалогу”, что тоже входит в диапазон его деятельности, либо сводят к краткому “коуч”, сам Греннелл считает их не вполне верными.

“На самом деле я не тренер по актерскому мастерству. Возможно, я посредник, или, может быть, точнее – собеседник. Но в кинематографе нет таких категорий, а у персонала должно быть название. Впрочем, честно говоря, мне и не важно, как ты меня называешь.” – объясняет он своё видение журналисту The Hollywood Reporter из своего дома в столице Ирландии, где он также регулярно проводит интенсивные семинары для начинающих молодых звёзд в Bow Street Academy*.

*Академия экранного мастерства Bow Street (известная просто как Bow Street), ранее известная как The Factory – это академия актёрского мастерства в кино и на телевидении в Дублине, Ирландия. Здесь проводятся курсы полного и неполного рабочего дня, а также курсы молодых киноактёров. Греннелл учредил эту школу в сотрудничестве с ирландским режиссёром Шимми Маркусом (Shimmy Marcus), и разработал первый в Ирландии годичный курс по подготовке киноактёров.

Но иногда он просто помогает актёрам отыскать тот или иной акцент, с чего и началась его карьера.

Создав в юности экспериментальную театральную труппу с несколькими друзьями в Дублине, Греннелл говорит, что вскоре понял, что, хотя актёрская игра “была чем-то, о чём я мог бы говорить”, его навыки заключались не в этом. Хотя сцена, возможно, и не манила его, он испытывал растущее увлечение искусством и наукой исполнения – “о том, что происходит с вашим душевным состоянием, когда вы находитесь в образе” – что-то, что развилось во время изучения музыки в Германии (он играл на гитаре), где внимание отчасти уделялось психологии исполнения.

Это в конечном итоге привлекло его к преподавательской деятельности, как и диагноз туннельная невропатия (RSI/Repetitive Strain Injury, дословно – “травма от постоянного напряжения”), который повлиял на его вокальные способности до этого. Работая в своей театральной труппе, он познакомился с техникой Александера (Alexander Technique) – методом тренировки движений, применяемым многими актёрами и теми, кто страдает от RSI, чтобы, среди прочего, уменьшить напряжение и улучшить осанку. Поняв, что ему ещё многому предстоит научиться, он отправился в Лондон: сначала – на четыре года на курсы повышения квалификации преподавателей техники Александера, а затем – в Центральную школу сценической речи и драматического искусства (Central School of Speech and Drama).

Именно там его педагог Джулия Уилсон-Диксон (Julia Wilson-Dixon) – сама известный преподаватель по выработке говора/акцента (она работала с Робертом де Ниро в "Франкенштейне" (1994, Mary Shelley's Frankenstein), с Гленн Клоуз в "Таинственном Альберте Ноббсе" (2011, Albert Nobbs) и Эдди Редмэйном во "Вселенной Стивена Хокинга" (2014, The Theory of Everything) – отметила большие способности Джерри Греннелла в области акцентов, пригласив его поработать над проектом, с которым испытывала трудности.

Первым фильмом Греннелла стала драма 1994 года “Любовь без имени” (A Man of No Importance) с Альбертом Финни (Albert Finney) в главной роли, повествующая о любящем поэзию автобусном кондукторе в Дублине 1960-х годов, который хочет поставить "Саломею" Оскара Уайлда со своими пассажирами. Нанятый главным образом для того, чтобы помогать Финни и его коллегам по фильму Руфусу Сьюэллу (Rufus Sewell), Таре Фитцджеральд (Tara Fitzgerald) и Майклу Гэмбону (Michael Gambon) “полировать” их ирландские акценты (хотя он признаёт, будучи ирландцем, акцент Майкла Гэмбона был солидным), он в итоге "работал со всеми".

Вскоре последовали новые работы, но прошло совсем немного времени, прежде чем он вышел за рамки простой “настройки” акцентов (как он сделал со Стрип в 1998 году в "Танцы во время Луназы" (Dancing at Lughnasa), помогая ей добиться мягкого северного напева графства Донегол). Его одержимость игрой – не только тем, как издавать звук, но и тем, как его использовать, – начала проявляться в полную силу в разговорах, которые он вёл с актёрами.

“По определению, это обязательно проявляется, потому что как только вы открываете рот, начинается исполнение”, - говорит он, объясняя, что ритм определённых акцентов, наряду с интонацией, оказывает огромное влияние на то, как они произносятся. “Интонациями управляют эмоции, а не интеллект, и потом, если моя эмоциональная палитра эквивалентна палитре художника с красками, тогда мне нужно знать, что я делаю с этим материалом”.

Первый реальный шаг к полноценному уроку актёрского мастерства был сделан с Хитом Леджером. Джерри Греннелл познакомился с ним благодаря удачному соединению звёзд в поэтическом и прямом смыслах, которое началось в маленьком ирландском городке Балликоттон летом 1995 года.

В то время как съёмки драмы "Божественный восторг" (Divine Rapture) были приостановлены всего через две недели, когда выяснилось, что депозитный счёт продюсерской компании не существует, злополучный полнометражный фильм оказался важным поворотным моментом для Греннелла.

Он не только работал с Марлоном Брандо (хотя он настаивает, что “вы не работаете с Марлоном”) и использовал любую возможность, чтобы “пообщаться с гениальным актёром”, но и на съёмочной площадке у него завязалась тесная дружба с его коллегой по фильму Джонни Деппом, причём на почве музыки.

Это стало обычным явлением при знакомстве с каждым новым талантом, с кем сводила профессия Греннелла, Депп – в то время одна из самых горячих звёзд в мире инди-кино (и в целом благодаря его отношениям с моделью Кейт Мосс (Kate Moss) в тот период) – решил взять своего нового знакомого по пути в своём творчестве. Далее они оба работали вместе ещё в нескольких фильмах (включая и "Алису в стране чудес", где Греннелл сократил 11 акцентов, которые Депп изначально хотел использовать в своём образе Безумного Шляпника, до трёх, в одном из которых был намёк на ирландский).

Ранним проектом дуэта был готический хоррор 2001 года "Из ада" (From Hell) о Джеке-Потрошителе, съёмки которого проходили в Праге, где Греннелл познакомился с Хитом Леджером. Он снимался в "Истории рыцаря" (A Knight’s Tale), одной из своих первых больших ролей.

“Он пришёл на съёмочную площадку, и мы поболтали, а потом я пошёл на его площадку и поболтал, и это было действительно приятно – мы поладили”, - говорит Греннелл, которого вскоре пригласили присоединиться к Леджеру, поскольку карьера молодого австралийца стремительно развивалась: "Четыре пера" (The Four Feathers), "Братья Гримм" (The Brothers Grimm), “Горбатая гора” (Brokeback Mountain), “Казанова” (Casanova) и “Тёмный рыцарь” (The Dark Knight). “Отношения стали близкими – он присылал мне сценарии, и мы говорили о них, и всякий раз, когда я не работал над чем-то другим, он просил меня поработать с ним”.

Греннелл был на съёмках в Техасе, когда ему позвонил его друг и сказал, что Леджера выбрали на роль Джокера. Тогда Греннел переехал со своей семьёй в Бруклин, чтобы быть поближе к актёру, поскольку они начали изучать сценарий и персонажа (позже он жил с Леджером в Лондоне во время съёмок).

“Поначалу это было очень непринуждённо, беззаботно”, - вспоминает Греннелл. “Если основная тема, которая у вас на уме – это Тёмный рыцарь и он же ваша конкретная роль, независимо от того, о чём вы говорите, это будет приправлено элементами того, что может вас заинтересовать для использования в образе. Так что моя работа там заключалась в том, чтобы быть слушателем, а также провокатором – раздражать и смотреть, будет ли реакция”.

Хит Леджер в образе Джокера (2008, Тёмный рыцарь)
Хит Леджер в образе Джокера (2008, Тёмный рыцарь)

Большое количество исследований личностных черт, изучение тематических исследований, тщательное перечитывание сценария, изучение всех действующих лиц истории, чтобы помочь “сформировать ваше представление о том, кто вы есть” также привело в конечном итоге и к появлению неестественного, но культового голоса Джокера в исполнении Леджера.

Греннелл тесно сотрудничал с актёром в его последнем полнометражном фильме – "Воображариум доктора Парнаса" (The Imaginarium of Doctor Parnassus) Терри Гиллиама (Terry Gilliam), и Греннелл также, как и случае с “Тёмным рыцарем” остановился с Хитом Леджером в одной квартире в Лондоне.

Позже Греннелл отметил для прессы, что Леджер боролся с мучительной бессонницей, она же в конечном итоге привела в 2008 году к его трагической передозировке отпускаемыми по рецепту лекарствами (актёру было всего 28 лет), что коуч описывает как “отчаянную потерю”.

Как и Леджер, Оскар Айзек стал актёром, который быстро распознал в Джерри Греннелле друга и уникального квалифицированного сотрудника, когда они впервые встретились в 2010 году на съёмках кассового режиссёрского провала певицы Мадонны – её романтической драмы “Мы. Верим в любовь” (W.E.). Греннелл тогда тренировал коллегу по фильму Эбби Корниш (Abbie Cornish), и Айзек говорит, что нашёл в нём не просто родственную душу, склонную к “компульсивному плохому поведению”, но человека, который был “полностью обезоруживающим и по-настоящему искренним”.

Вскоре они начали работать вместе, Айзек отметил, что Греннелл превратил свои отношения с техникой Александера, которой его уже обучали в школе актёрского мастерства, во что-то гораздо более глубокое и духовное.

“Он говорит об отношении к миру и пространству как исполнитель – о том, как вы относитесь к материалу, как вы относитесь к персонажу, и все эти вещи имеют корни в технике Александера и ещё более глубокие корни в природе сознания”, - говорит актёр.

Айзек утверждает, что влияние Греннелла на его работу было немедленным, и по мере того, как его карьера набирала обороты, он стал постоянным творческим партнёром, общаясь с ним по электронной почте и по телефону. “Редко бывает, чтобы я брался за какой-либо проект без него”.

Будапешт, 2019 год. В перерывах между съёмками "Дюны". Справа: Оскар Айзек и Джерри Греннелл. Слева: Тимоти Шаламе. Ещё двоих парней я не знаю.
Будапешт, 2019 год. В перерывах между съёмками "Дюны". Справа: Оскар Айзек и Джерри Греннелл. Слева: Тимоти Шаламе. Ещё двоих парней я не знаю.

Для научно-фантастической эпопеи Дени Вильнёва (Denis Villeneuve) “Дюна” (Dune), возможно, самой большой роли Айзека на сегодняшний день, Греннелл предоставил актёру методы тренировки голоса, чтобы тот оставался в "грудном регистре", как он хотел для герцога Лето Атрейдеса. Но он также углубился в характер, придя к выводу, что Лето был лидером, очень хорошо осведомлённым о своей собственной судьбе на пустынной планете Арракис, и тем, кому требовался “прагматизм гигантских масштабов”, поскольку он стремился достичь своих целей раньше неизбежной гибели. Именно этот разговор, по словам Айзека, побудил его поговорить с Вильнёвом, чтобы в сцене с леди Джессикой (в исполнении Ребекки Фергюсон/Rebecca Ferguson) дать сказать герцогу смиренную реплику: “Я думал, у нас будет больше времени”.

В недавнем проекте, который стал одним из выдающихся в 2023 году, Греннелл помогал готовить Педро Паскаля к нашумевшей адаптации видеоигры HBO "Последние из нас". Из-за пандемии он не смог посетить съёмочную площадку сериала в Канаде, как обычно, вместо этого поговорил с актёром онлайн перед съёмками (как он сделал с Полом Мескалем, когда “Кармен” снимался в Австралии).

Часть бесед, которые он вёл с Паскалем, касалась правдоподобия экранных отношений между персонажами. По его словам, его работа заключалась в том, чтобы “проанализировать, как вы создаёте среду, в которой эти отношения органичны”, и убедиться, что зрители подсознательно не испытывают недоверия к любым моментам близости, которые они видят. Элемент отклика, по его словам, кроется в “ваших отношениях с самим собой”.

Опять же, заслуга Греннелла в сериале как “тренера”, возможно, не полностью покрывает всю широту его деятельности, онлайн или нет.

С комичным уровнем самоиронии Греннелл постоянно старается преуменьшить то, что он может привнести в актёрский набор или репертуар, несмотря на постоянно растущий список крупных проектов и имён в его резюме (не то чтобы он его когда-либо обновлял – друг пополняет его резюме на странице в IMDb). У него действительно есть учётная запись LinkedIn, но Греннелл говорит, что “не может вспомнить пароль”.

“Честно говоря, я не очень хороший. Я должно быть неосторожен в том, что говорю, потому выходит так себе”, - утверждает он о своих разговорах. “Но в то же время в моих словах может оказаться что-то ценное. Словно прольётся свет в том месте, которое представляет интерес.”

Актёры, с которыми он работает, по его словам, экстраординарны, сродни чистокровным скаковым лошадям, с его вмешательством или без него.

“Они устроены особым образом, природа позволила им ориентироваться в открытом, свободном от предрассудков мире самовыражения”, - говорит он. “Я просто нахожусь с ними в благоговейном трепете и впитываю всё это. И время от времени у меня появляется шанс погреться в лучах их солнца”.

Но для Айзека и легиона звёзд, которые являются его клиентами, Греннелл сыграл важную роль, предоставив им творческие инструменты для привлечения этого солнечного света с помощью методов, которые заставляют их возвращаться за добавкой (с дальнейшим поступлением в список "А").

“Всё, что он делает, – это открывает возможности для самовыражения действительно забавным способом”, - говорит Оскар Айзек. “Он никогда не давал указаний. Но ведь для некоторых людей это действительно то, чего они хотят, они хотят, чтобы им указывали, какими быть: "Скажите мне, какую форму должен принимать мой рот, когда я издаю этот звук, и я позабочусь об остальном". Но радость от работы с Джерри в том, что он как шкатулка с забавными вещицами”.

Оригинальное название: Meet the “Special Wizard” Acting Coach Who Helped Shape Memorable Performances From Heath Ledger, Pedro Pascal and Oscar Isaac

Ссылка на статью:

Meet the “Special Wizard” Acting Coach Who Helped Shape Memorable Performances From Heath Ledger, Pedro Pascal and Oscar Isaac