«Да что могут эти дикари против нас? Ни оружия, ни дисциплины. Смех один. Кто вообще они такие?»
Услышав 25 июня 1941 года о том, что против Германии выступила с войной республика Тува (Тыва), Гитлер сначала рассмеялся, а потом задумался. Ведь прежде он никогда не слышал об этой стране. А зря...
Тувинцы были невероятно отважными бойцами
Великодушный союзник
Тува присоединилась к РСФСР только в 1944 году. Но в 1941 году СССР и Тувинская Народная республика общались весьма хорошо. Страны тесно сотрудничали как в экономическом плане, так и в политическом, хотя и не были единым целым.
Маленькая Республика Тува оказалась невероятно верной и полезной в плане союзничества в период войны. При этом поначалу её помощь носила чисто материальный характер. Как это, спросите вы? Объясняем.
Сначала Тува отдала Советскому Союзу весь свой наличный золотой запас. Кроме того, из Тувы в больших объемах начались поставки самых разных необходимых вещей. Так в качестве помощи тувинцами было отправлено более 700 тысяч голов различного скота, около 50 тысяч лошадей, порядка 10 тысяч полушубков, более 50 тысяч качественных лыж, тонны всевозможных продуктов питания, валенки и народные медикаменты... Практически все из перечисленного было отдано абсолютно безвозмездно.
Благодаря тувинским лыжам, валенкам и полушубкам советские солдаты не боялись суровых морозов. А выносливые лошади тувинцев провозили оружие и прочие грузы даже там, где не проходили грузовики... И за все это власти Тувы ничего не просили взамен. Но в какой-то момент тувинцы посчитали свою помощь недостаточной и захотели лично принять участие в борьбе с фашизмом.
Добровольцы из Тувы
Уже на первых порах войны Сталину пришло письмо из Республики Тувы. В нем подписались около 38 тысяч человек. В 1942 году в СССР начали принимать на службу добровольцев из Монголии и Тувы. В то же время в этих странах начали призывать на фронт русскоговорящих жителей.
В конце весны 1943 года ряды Красной армии пополнились первыми добровольцами тувинской национальности. На тот момент их было всего лишь несколько человек, и они попали в танковый полк. Кстати, эти солдаты успешно прослужили до самого конца войны.
Осенью того же года в одной из кавалерийских дивизий был сформирован первый национальный тувинский батальон. Поначалу в нем состояло чуть более 200 человек. Тогда-то фюрер и пожалел, что почти ничего не знает о Республике Тува.
Орда Чингисхана на поле боя
Дело в том, что в тувинцах протекала воинственная кровь Чингисхана, и они всегда помнили об этом. Тувинские кавалеристы одевались и снаряжались, следуя национальным традициям. Все в мехах и с саблями они с визгом бросались на врага, а в качестве защиты использовали буддистские амулеты. Современных немцев устрашал один только вид этих войск.
По своему поведению тувинцы сильно напоминали воинов Чингисхана. Они не сдавались в плен и бились до последней капли крови. Сами к пленникам тоже жалости не проявляли. Позже им всем выдали форму установленного образца. Но к этому времени среди немецких солдат уже вовсю ходили байки про «диких солдат» на Восточном фронте.
Тувинские военнослужащие сыграли важную роль в освобождении многих населенных пунктов на территории Западной Украины. Многие из них позже были удостоены различных наград не только в СССР, но и в ТНР. А двоих тувинцев даже признали Героями Советского Союза.
По домам, ребята!
При всем этом весной 1944 года руководство Красной армии решило демобилизовать большую часть тувинцев. Этот процесс ускорился после того, как летом того же года Тува присоединилась к СССР. И на то было несколько причин.
Во-первых, тувинцы являлись представителями «малой народности», а таких людей в советские времена на военную службу призывали в ограниченных количествах.
Во-вторых, тувинские солдаты своеобразно понимали воинские обязанности, а это оборачивалось большими потерям среди них, а из-за этого в свою очередь возрастал риск исчезновения «малой народности».
Кроме того, обстановка на фронте к тому моменту изменилась, и исчезла такая проблема, как острая нехватка кадров.
Ну и в конце концов, в 1944 году военные действия продолжались уже за пределами СССР. Поэтому «верха» считали, что не стоит пугать «потомками Чингисхана» мирных европейских граждан. Тувинцы отличались своей независимостью, и военное руководство опасалось, что в какой-нибудь непредвиденной ситуации эти отважные солдаты выйдут из-под контроля.
Тем не менее в Красной армии военнослужащие из Тувы оставили о себе исключительно хорошие впечатления. Руководство и товарищи оценили их храбрость и боеспособность. А Республика Тува в Великую Отечественную войну подтвердила, что успех в бою обеспечивает не столько численность войска, а сколько умения и навыки солдат.