Найти тему

Об аутсорсинге на складе

#Environment #Basics

Существует множество различных взглядов на аутсорсинг складских операций (мы, как обычно, говорим о кейсе послепродажного обслуживания автомобильной техники). Их спектр предсказуемо простирается от крайне позитивных (формула: наш бизнес – продажа автозапчастей, складскими операциями должны заниматься те, чей бизнес – логистика) до крайне негативных (формула: передача операций на аутсорсинг повышает до небес затраты компании и ухудшает до плинтуса уровень сервиса). Как правило, обе крайности спектра являются решением задачи только в частных случаях и часто лишь на ограниченном промежутке времени. Поэтому сегодня я хотел бы систематизировать те подходы, которые чаще всего встречаются на складах автомобильных запчастей. О моделях в чистом виде я скажу всего несколько слов, потому что материалов о них очень много. Фокус этой публикации - гибридные модели.

Аутсорсинг абсолютно всех операций актуален при создании хабов в новых локациях уже достаточно зрелыми бизнесами, которые либо не уверены в успехе (и долгосрочности) проекта, либо (что чаще) не обладают на текущий момент достаточными ресурсами для организации площадки по собственным стандартам. Чтобы упростить запуск нового склада, находят логистического оператора в интересующем регионе, который обычно выступает техническим экспертом проекта: моделирует потоки, рассчитывает потребность в площадях, размере зон обработки, количестве и параметрах локаций хранения, оборудовании, персонале, настраивает WMS систему и помогает интегрировать интерфейсы с ERP.

Гибридные модели – это следующий за полным аутсорсингом виток эволюции логистики бизнеса. Если представить себе такую эволюцию в виде этапов прогресса (разумеется, в реальной жизни вариативность намного выше, и никто не проходит прямо все описанные этапы последовательно по ступенькам), то сначала произойдет трансформация части вспомогательных процессов на складе под стандарты заказчика (рекламационная работа, обработка возвратов, утилизация продукции, закупка упаковочных материалов). Речь идет о процессах, относящихся непосредственно к продукту, владение которыми переходит от сотрудников оператора к сотрудникам заказчика (непосредственно выполнять операции продолжает логистический оператор). Далее эволюция распространится на WMS систему, которую заместит стандартное решение заказчика. Внедрение новой WMS потребует трансформации основных процессов грузообработки и хранения на площадке (планирование приемки, приемка, размещение, оптимизация хранения, подбор, консолидация, планирование отгрузки, отгрузка), а также поглощение IT функции (сети, оборудование и системное администрирование). С внедрением WMS владельцем операционных процессов становится заказчик. Следовательно, и функциональное руководство операциями площадки (функции технолога, качества, транспорта) закрепится за сотрудниками заказчика (управление сменами и диспетчеризация при этом сохранится за логистическим оператором). Следующий шаг эволюции – переход функций планирования сменного персонала и обучения процессам и лучшим практикам, а также контроля исполнительской дисциплины (показатели производительности, ошибки размещения и подбора). На практике такое встречается нечасто, но есть примеры очень крупных корпораций, которые принципиально не замещают сменный персонал собственными сотрудниками (во избежание трудностей администрирования и исходя из выгоды шеринговых возможностей логистических партнеров). Далее эволюция подталкивает заказчика к поглощению сменного персонала. А на следующем шаге – оставшихся вспомогательных функций (промышленная безопасность, эксплуатация зданий и сооружений, техническая служба, клининг и уборка помещений). Теперь все основные и вспомогательные функции оказываются инхаус.

Инсорсинг абсолютно всех операций в чистом виде встречается преимущественно на площадках, которые либо интегрированы в крупные производственные комплексы, либо сами являются очень крупными хозяйственными субъектами.

Возвращаясь к позитивной и негативной оценке аутсорсинга, можно утверждать, что они обе объективно неверны. Нет общего правила, по которому можно однозначно ответить на вопрос, какая из моделей лучше подойдет конкретному бизнесу. Все определяется требованиями бизнеса к скорости, качеству и цене решения, которое обеспечит работу логистики организации.