«Американские картины заполняют экраны многих кинотеатров Парижа, как было, впрочем, всегда. Но ни один из этих фильмов не вызвал осенью 1988 года столько споров и волнений, сколько «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе.
Доставленный в Париж уже с ореолом мученичества (преследования со стороны ортодоксов-«фундаменталистов» в США), этот фильм был встречен яростными нападками со стороны самых консервативных католических кругов — «интегристов», которые, как и их американские «коллеги», не допускают никаких вольностей в трактовке образа Христа.
Этот шум привлек внимание, но в целом не очень помог картине. И вовсе не потому, что можно было ожидать в зале взрыва бомбы (впервые в жизни меня обыскивали при входе в зал и рылись в сумке).
Могу засвидетельствовать: М. Скорсезе сделал довольно скучный фильм. Может быть, его — бывшего воспитанника католических учебных заведений, мечтавшего стать священником,— невольно сдерживал «пиетет» перед Библией.
Так или иначе, в картине хватает фальши и даже откровенной глупости (скажем, когда Иисус обращается ко льву и тот на полном серьезе отвечает ему на хорошем английском языке). Но есть в нем и прекрасные сцены...
Фильм не замахивается на догматы церкви, он просто, как некогда в «Евангелии от Матфея» Пазолини, предлагает свою версию событий.
Реклама настойчиво подчеркивала, что это экранизация не Евангелия, а романа греческого писателя Никиса Казандзакиса.
И все равно поднялся шум. Радиостанция «Учтивость» (есть такая) подстрекательски призывала покупать газовые баллончики, которые используют при защите от нападения, и применять их в кинозалах.
Против фильма Скорсезе была организована планомерная кампания — от проклятий с амвона до демонстраций перед кинотеатрами. Так, около «ЮСЖ-Одеон» в Латинском квартале противники фильма не пускали зрителей в кинотеатр. А когда их спрашивали, что они имеют против и видели ли картину, отвечали односложно: «Картину не видели...» Демонстрации против фильма состоялись и в других городах.
Фанатики «интегристы» организовали моления перед кинотеатрами Ренна, Лаваля, Нанта, Лилля.
Эта кампания получила свое завершение поджогом кинотеатра «Сен-Мишель». Инцидент вызвал бурные протесты со стороны общественности. … «Солдаты Христа» продолжали трудиться и после поджога «Сен-Мишель», взорвав бомбу в Безансоне. Перепуганные прокатчики стали повсеместно снимать картину с экрана. Не этого ли добивались противники «Последнего искушения», демонстрируя религиозную нетерпимость и мракобесие в стране, 200 лет назад провозгласившей Декларацию прав человека и гражданина?» (Брагинский А. Парижские заметки // Советский экран. 1989. 4: 30-31).