Я считаю, талант есть у каждого человека. Каждый может создать что-то пусть не гениальное, но вполне интересное в том виде искусства, к которому есть способности и влечение.
Большинство этого не делает, потому что ограничивает себя неразвитостью навыков. Но если начать делать, навыки развиваются быстро. Так что весь вопрос в том, чтобы начать. Начать и удерживаться.
А вот чтобы начать… Я наблюдала, как это происходит, у себя и других. Сначала казалось, что это – решение, выбор. Однако же нет, творческая деятельность особенная, это не просто набор действий со смыслом.
Я могу сколько угодно решать, что буду писать, что хочу написать цепляющий текст именно сегодня, открыть новый файл… и он останется пустым.
Зато в другой день я напишу этот текст на ходу, скрючиваясь в телефон, стряхивая снег с очков и экрана, на котором почти ничего не видно, застывая на переходах, пока заканчиваю фразу, а за это время загорается красный, в ожидании следующего зеленого приходит новая фраза, и он опять прогорает напрасно, и так несколько раз.
Намерение писать очень мало что решает в том, чтобы действительно писать. В других видах творчества, думаю, так же. Оно важно, но его недостаточно.
Начать творить помогает увиденность другим. Когда кто-то воспринял твой продукт как нечто отдельное от тебя. Достаточно одного человека, кто им восхитится.
Но это не то восхищение, которым тебя поливают в дежурных комплиментах. Понятно, что когда ты показываешь друзьям и единомышленникам свое творение (любое), они поддерживают и хвалят. И это хорошо, правильно и приятно.
Но того отчаянно необходимого импульса такая поддержка не дает. Взгляда, после которого ты как творец вылупишься из скорлупы сомнений.
Для него нужно другое восхищение. Его невозможно сыграть. Можно желать человеку удачи и верить в него изо всех сил, и можно на самом деле ценить его творчество, но все это будет через призму просто любви к нему.
А в том, другом, восхищении, ты замираешь, оглушенный, словно из тебя на миг вытащили сердце, и оно на странной пружине вернулось обратно.
В том, другом, восхищении, увидев продукт, ты забываешь, кто его создатель. На миг что-то поглощает тебя с головой, и ты будто ухаешь вниз на карусели.
В первый раз такое восхищение должно поступить от кого-то очень близкого. В моем детстве это был папа, потом мой муж.
Начав, ты позволишь себе больше. И увиденность будет случаться с тобой все чаще. И там, среди елейных комплиментов и дурацкой критики, нет-нет, да и просверкнет чей-то новый взгляд.
Кто-то еще прямо сейчас замер над текстом и ждет, пока отскочившее сердце вернется назад. И еще. И еще.
2