Гюстав Доре считается по праву одним из самых талантливых и плодовитых иллюстраторов за всю историю. Часто его упоминают как самого известного представителя этого направления в мире. С этим сложно спорить, так как не раз его работы производили такой невероятный успех, что произведения им проиллюстрированные становились неразрывно связанными с его изображениями в умах многих поколений людей. А иллюстрации к «Аду» Данте и вовсе настолько поражали своей глубиной, что по мнению многих критиков даже затмевали бессмертное произведение итальянского поэта. Одним словом Доре посчастливилось быть одним из тех художников признание к которым пришло при жизни, еще ценнее это обстоятельство делает то что это признание пришло иллюстратору, во времена, когда к иллюстрации относились несколько более снисходительно так как долгое время считалось что это вторичное искусство служащее лишь для карикатур в газетах или как придаток к литературному искусству, которое вполне хорошо себя чувствовало и без иллюстрации.
Для сравнения это примерно так же как сейчас или скорее лет 30 назад относились к комиксу в академических кругах. Даже сам Гюстав не смотря на всеобщую известность и признание, все никак не мог смириться что он войдет в историю лишь как иллюстратор, для него все же было важно показать всем что он еще и не менее талантливый скульптор и живописец. А живопись у него была и правда весьма талантлива, но не смотря на многочисленные живописные выставки, слава иллюстратора никак не позволяла зрителям и критикам разглядеть в нем мастера живописи. Многие критики писали: что живописи Доре это все те же иллюстрации, с теми же композициями только растянутые на большой формат и в цвете. В чем сложно согласиться, ведь его иллюстрации сами по себе «цветные» хоть и гравюры, в них чувствуется цвет и глубокое пространство, и они прекрасно бы смотрелись на любом даже самом большом формате. Этой «цветности» в его иллюстрациях так же способствовало одно обстоятельство. В 1856 году происходит творческий прорыв Гюстава Доре в графическом искусстве печатного оттиска. Иллюстрируя стихотворение Гренира «Блуждающий еврей», положенное на музыку Пьера Дюпона, художник совершенствует технику цветной гравюры на дереве. Его нововведения дали возможность рисовать с размывкой красками непосредственно на древесине доски и достичь бесконечной палитры тонов, очень близкой к живописным эффектам. Каждая такая пластина с изображением и короткой строкой из стихотворения стала произведением искусства.
Эта работа считается прогрессивной в истории гравюры, и она заслуженно обрела большой общественный успех. Совершенствуя эту технику художник создал свои самые выдающиеся произведения. Что всегда поражало в его работах, а особенно в иллюстрациях к Библии, так это невероятное ощущение глубины, масштаба, умение художника выстраивать планы в работе таким образом чтобы в маленькой иллюстрации передавать огромные пространства. Ты будто смотришь в окно приоткрытое в глубокую седую древность, будто стоишь на пороге основополагающих событий в истории мира, которые настолько велики и не постижимы что начинаешь ощущать себя маленькой, незначительной песчинкой в океане вселенной которая не способна ни на что кроме как наблюдать за тем что твориться вокруг. Особые тоновые отношения, игра со светом который будто не нарочно из общей темной дымки начинает проявлять нам какие то элементы, приоткрывая завесу мрачной тайны, невероятные фантастические задумки, которыми сейчас мало кого удивишь, но тогда это было нечто удивительное, да и чего греха таить и сейчас мне, насмотревшемуся огромное количество фэнтезийных сюжетов, картин с невероятными придумками, видевшему произведения эпохи модерна с его сюрреализмом и прочими направлениями, даже сейчас эти работы просто завораживают меня своей атмосферой и заставляют не один час пересматривать их. И современное обилие фэнтези картин не способно для меня повторить ту глубину, и что самое главное ощущение будто все это происходило взаправду когда то очень давно. В свое время когда я работал над дипломом у меня было огромное желание проиллюстрировать Библию, но на кафедре меня отговаривали от этой идеи боясь того, что мою работу так или иначе будут сравнивать с Доре, и я согласен на мой взгляд не возможно не то что повторить успех его работ, но даже приблизиться к нему. Мой следующий выбор произведения для диплома «Маленькие трагедии» Пушкина, не смотря на то что оно так же было проиллюстрировано одним из наиболее выдающихся художников-граверов советского периода В. А. Фаворским, уже не вызывали преподавателей таких опасений в сравнении. Лично для меня это о многом говорит. Гюстав Доре, это замечательный пример когда выдающийся талант совмещается с невероятной работоспособностью. Ведь не получив за всю жизнь даже систематического художественного образования он смог добиться невероятных высот. Это прямое доказательство того что при должном желании и усердности в сущности для художника образование не является настолько важной частью как для других профессий. Оно скорее помогает художнику отделиться от всеобщего мира и погрузиться в атмосферу искусства, забыв о том что вокруг существует что-то еще кроме высоких идеалов и поиска прекрасного. Это словно монах уходит в келью для посвящения себя Богу. За свою к сожалению не самую долгую жизнь (51 год) художник оставил невероятное наследие в более чем 10 000 произведений, за что по праву считается одним из наиболее плодовитых художников в истории.
Понравилась статья?
Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨