Найти в Дзене
Ступень веры

Когда "духовности" слишком много

Есть в православной Церкви традиция аллегорического толкования. Это когда за неким буквальным смыслом пытаются увидеть смысл небуквальный, или аллегорический. Многие называют это особой "духовностью". И все бы ничего, но порой становится все очень сложно. Совсем недавно я опубликовал статью про крещеных людей, которые на литургии на возглас диакона "Оглашении, главы ваша Господеви приклоните", преклоняют головы. Да, это не такая уж и существенная ошибка, но все же я "прицеплюсь" к ней, просто как к примеру. Так вот. Многие из вас согласились, что нужно слышать эти слова и просто их выполнять: если мы крещеные, то не нужно в этот момент кланяться. Еще раз повторюсь - не нужно кланяться именно в ЭТОТ момент. Логика здесь простая - обращаются не к тебе, а к некрещеным-оглашенным. А ты стой спокойно, дойдет и до тебя очередь. Но многие стали возражать: ну и что, не будет лишним и крещеным покланяться, так как все мы можем сказать, что не дотягиваем до великого звания "верующий-крещеный".

Есть в православной Церкви традиция аллегорического толкования. Это когда за неким буквальным смыслом пытаются увидеть смысл небуквальный, или аллегорический. Многие называют это особой "духовностью". И все бы ничего, но порой становится все очень сложно.

Совсем недавно я опубликовал статью про крещеных людей, которые на литургии на возглас диакона "Оглашении, главы ваша Господеви приклоните", преклоняют головы. Да, это не такая уж и существенная ошибка, но все же я "прицеплюсь" к ней, просто как к примеру.

Так вот. Многие из вас согласились, что нужно слышать эти слова и просто их выполнять: если мы крещеные, то не нужно в этот момент кланяться. Еще раз повторюсь - не нужно кланяться именно в ЭТОТ момент. Логика здесь простая - обращаются не к тебе, а к некрещеным-оглашенным. А ты стой спокойно, дойдет и до тебя очередь.

Но многие стали возражать: ну и что, не будет лишним и крещеным покланяться, так как все мы можем сказать, что не дотягиваем до великого звания "верующий-крещеный". Звучит очень даже неплохо и смиренно. Действительно, ну поклонился и поклонился. Представил себя "хуже некрещеного". С точки зрения аскетики вполне приемлемо. Но...

Когда составители богослужения прописывали эти слова, то они вкладывали в них конкретный практический смысл. В древности была такая практика в отношении оглашенных: над нами (точечно) читались специальные молитвы. И оглашенные подклоняли свои головы перед читающим эти молитвы священником. Давайте я вам здесь приведу текст этой молитвы. Именно ее сегодня священник читает тайно (прихожане ее не слышат) как бы "над" оглашенными:

"Господи Боже наш, на высотах обитающий, и дольнее озирающий, Ты, во спасение рода человеческого пославший единородного Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа! Воззри на рабов Твоих оглашаемых, склонивших пред Тобою главы свои, и удостой их в надлежащее время купели возрождения, прощения грехов и одежды нетления. Соедини их со святой Твоей, соборной и апостольской Церковью и сопричисли их ко избранному Твоему стаду".

Обратите внимание на выделенные слова: "удостой их в надлежащее время купели возрождения, прощения грехов и одежды нетления". И молится священник именно об оглашаемых: "Воззри на рабов Твоих оглашаемых, склонивших пред Тобою главы свои". Исходя из логики литургии, когда вы, будучи крещеными, приклоняете свои головы, над вами священник читает эти слова. Вы согласны с ними? Нет, конечно, потому что вы уже крещены. Здесь нет никакого другого смысла, кроме молитвы над людьми, только собирающимися принять крещение.

И еще один вопрос для любителей "аллегорического" понимания богослужения. Если вы приклоняете головы, когда диакон это требует от оглашенных, почему вы не выходите, когда он говорит: "Елицы оглашении, изыдите"? Тогда нужно выходить... По великому смирению тоже.

Конечно, современное богослужение воспринимается не совсем адекватно, из-за того, что многое из того, что прихожане должны слышать, они не слышат. И многое из того, в чем они должны участвовать непосредственно, они просто "прослушивают". Но я хочу лишь отметить, что все то, что есть в литургии, имеет практический смысл. И чтобы не было таких казусов, нужно просто следовать логике богослужения, а не выдумывать свои смыслы. Думаю, так будет гораздо смиреннее.