Мы как-то в последнее время все про разные мистические и полумистические случаи говорили.
А сегодня мне хочется совсем о другом.
Однажды, много лет назад, я попала в Успенский Псково-Печерский Монастырь.
Это была паломническая поездка. Но в автобусе, как это бывает нередко, люди были самые разные. Были и глубоко верующие, были такие, для которых эта поездка была больше экскурсией.
А у меня была своя Цель. Вот, знаете, как раньше (наверное, и сейчас) в такие места едут именно как паломники: поклониться, помолиться, о чем-то попросить. Вот и у меня была именно такая ситуация, когда надеяться и просить было больше некого. Кроме Него…
Выезд был очень ранним: нужно было успеть на утреннюю службу. Поэтому в автобусе все просто досыпали.
А когда вышли из автобуса… Там было…Умиротворение. Иначе и не скажешь. Все здесь проникало в самую глубь души: сама дорога в монастырь вдоль стен старинной кладки, монастырский двор с колодцем и трогательной березкой, и даже то, как звонят здесь в колокола – не на колокольне, а прямо с земли. Выходит монах, встает около стены, нажимает ногами на специальные доски. И раздается колокольный перезвон.
А потом нас повели в пещеры, где с 15 века хоронят монахов монастыря. Говорят, теперь туда пускают только с благословения настоятеля, а тогда можно было попасть именно с такими паломническими группами.
Перед нами зашла группа, и минут через десять впустили нас.
Пещеры – это настоящий лабиринт: песчаные своды и потолки, песок под ногами. Узкие земляные тоннели с поворотами и тупичками. В стенах – захоронения. В некоторых – отверстия, куда можно просунуть руку. Говорили, что можно даже коснуться мощей, но у меня не получилось.
Кстати, никакого сквозняка, никакого движения воздуха. Но дышится совершенно легко. И намного холоднее, чем наверху.
В конце тупичков – маленькие столики с иконами и свечой. И свеча в руках проводника-монаха.
И все! Больше никакого освещения!
Я даже не представляла раньше, что такое настоящая темнота! Наверху, на земле, вряд ли такая бывает. Казалось, тьма такая плотная, что ее можно потрогать, даже взять в руки. А свет свечей около икон и единственной свечи в нашей группе, в руке монаха – казался необычайно ярким…
Но только вблизи.
А вообще-то он почти не развеивал тьму.
Вот представьте: идешь. Темнота полная. Там, где-то впереди, чуть-чуть виднеется, а скорее, угадывается, слабый свет. Который то и дело закрывается спинами идущих впереди тебя людей…
Спины эти тоже не видно. Приходится все время держать руку вытянутой впереди себя, чтобы на них не натолкнуться. И даже свою руку – и то не видно.
Не видно, куда ступаешь. И невольно стараешься не отрывать ноги от песчаного пола, как бы скользить по нему. Поэтому постоянно слышен шорох шагов множества ног. Как будто это шепчут сами стены. И тихий-тихий голос, тоже почти шепот, монаха, рассказывающего о житии тех, кто лежит здесь.
Как так получилось, что я вдруг осталась в очередном ответвлении пещер одна, я и не поняла. Вот только что рядом были люди, проводник со свечой, и вот – никого нет. И полная, абсолютная тьма! И в этой абсолютной тьме чуть слышны тихие голоса монахов и шелест шагов по земляному полу. Но откуда идут звуки – совершенно не понятно. Казалось, отовсюду. Наверное, звуки отражались от стен, поэтому так и получалось…
Темнота, шепот, шорох… И всё…
Попыталась определить хотя бы, в какую сторону можно идти. Повернулась вокруг себя с вытянутой вперед рукой – нет ничего. Такое впечатление, что и не поворачиваешься даже... Хорошо хоть, в какой-то момент на стену наткнулась пальцами. Все-таки – не полная пустота…
На какое-то мгновение навалилась паника: а если меня тут не найдут? И я останусь здесь, в этой темноте, тишине, под толщей земли – навсегда???
Но мгновения ужаса были совсем недолгими. Я тут же начала успокаивать себя, что это невозможно, что спутники обнаружат отсутствие, и что, скорее всего, перед закрытием пещер монахи обходят их. Значит, найдут.
Но все эти мысли, как и паника, были совершенно недолгими. Потому, что уже в следующее мгновение вдруг появилось четкое ощущение: я не одна. Даже не то, что не одна, а будто кто-то большой и добрый взял меня, маленькую, в большие и добрые ладони. И бережно держит. Мне даже тепло стало!
Это было так блаженно… Так правильно! Теперь уже хотелось, чтобы меня не сразу нашли. Хотелось побыть в этих добрых руках…
Но тут из-за поворота показался отсвет свечи. Оказывается, группа стояла буквально в пяти шагах! Видимо, в какой-то момент они повернули, а я пошла дальше.
Честно говоря, двоякое чувство возникло: облегчение от того, что вот – все тут. И досада – ну что ж так быстро-то…
Знаете, я потом еще долго помнила это ощущение толщи земли над собой, мрак и чувство брошенности. И другое чувство – нет, я не одна. Меня защищают и берегут…
Но никогда никому про это не рассказывала. Уже и почти забыла, кажется, со временем. Да вот вспомнила…
***
Не знаю, друзья, удалось ли мне передать настроение, с которым я вспоминаю ту поездку. Такое, знаете... Благодарность, уверенность и спокойствие...
***
И вот еще рассказ, который, как мне кажется, близок к этой теме. Потому что - Кто уберег тогда нас, горстку испуганных ребятишек? Вот эта история: Шаровая молния.
***
А я вам желаю - всегда знайте и помните, что нас оберегают. И что нам всегда есть, к Кому обратиться с просьбой и печалью.
Ваша Елена-Уютные истории за чаем ☕🍰🍬