«Не о них только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едины, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едины, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им. Да будут едины, как Мы едины. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мной, — да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! И мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твоё и открою — да любовь, которой Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17:20–26).
Стихи 20, 21. Стих 20 открывает последний раздел молитвы Иисуса об освящении и продолжает тему единства, начатую в 17:11. Это единственная сохранившаяся молитва Иисуса обо всех будущих учениках. Когда Иисус молился за Своих апостолов, Он также смотрел дальше их труда и просил о «верующих в [Него] по слову их». Эти слова подразумевают, что миссия апостолов будет успешной. Иисус говорил о «верующих» в настоящем времени, словно будущие ученики уже стали реальностью. Эти люди не могли поверить без слов апостолов, а апостолы не могли проповедовать благую весть прежде, чем произойдёт смерть, воскресение и вознесение Иисуса, а также сошествие Святого Духа. Трижды в этой главе Иисус упомянул «Слово Твоё», то есть слово Отца (17:6, 14, 17). Он сказал, что посредством этого «слова» ученики приведут к вере Его будущих последователей (см. Рим. 10:14). Это «слово» является тем посланием, которое дал им Иисус (17:14), и означает Божье откровение во Христе в целом.
Подобно тому, как Иисус просил о двух вещах для Своих настоящих учеников, у Него было две просьбы и за Своих будущих последователей. Во-первых, Он молился, чтобы Его будущие ученики были едины (17:21–23). Затем Он молился, чтобы Его будущие ученики были с Ним (17:24). Через несколько часов Иисус умрёт на кресте; однако в то время, когда Его земной труд приближался к своему завершению, Его первым желанием было единство среди учеников. «Это единство, о котором Он молился, было не организационным, но духовным, и оно уподоблено единству Бога, в котором Отец и Сын имеют одну духовную природу». Иисус уже просил, чтобы Его апостолы были едины между собой, как едины Отец и Сын (17:11). Повторяя эту просьбу о Своих будущих учениках, Иисус более полно определил это единство. Он хотел, чтобы будущие верующие были «все едины» — «как Ты, Отче, во Мне, а Я в Тебе». Отец пребывает в Сыне такой мерой, что Иисус мог сказать Филиппу: «Видевший Меня видел Отца» (14:9). Дела, которые совершал Сын, были, по сути, делами, которые совершал Отец (14:10). Сын находится в Отце, Он полностью зависит от Отца, ибо Сын ничего не делает от Себя, но лишь то, что видел делающим Отца (см. 5:19–30). Отец и Сын являются отдельными Личностями, и всё же они едины в мыслях, цели, любви и делах.
Подобным образом и верующие, являясь отдельными личностями, должны быть едины, как едины Отец и Сын. Иисус молился, чтобы между Его учениками было духовное единство. Более того, Он молил: «так и они да будут в Нас едины». В этой риторике «единства» просматривается образ виноградной лозы и ветвей из Ин. 15. По словам Д. Карсона, христиане, находясь «“в” Отце и Его Сыне, настолько близко соединяются с Отцом, что и их жизнь, и её плоды полностью зависят от Него, а они сами становятся частью жизни Отца и Его труда в них». Иисус молился, чтобы результатом этого единства стало: «да уверует мир, что Ты послал Меня». Раньше Иисус говорил Своим ученикам, что их любовь друг к другу станет доказательством того, что они действительно являются Его учениками (13:34, 35). Подобным образом и это проявление единства, которого Иисус желал от учеников, будет настолько удивительным и непохожим на «этот мир», что его непостижимость можно будет объяснить лишь тем, что Иисус действительно был послан Отцом. Результатом такого единства станет то, что мир поверит в божественность Иисуса и в то, что Он «Спаситель мира» (4:42). Единства, о котором молился Иисус, невозможно достигнуть доктриной и заповедями человеческими, но лишь прилежно следуя проповеди учеников Иисуса, которая дошла до нас в виде вдохновлённых писаний.
Стихи 22, 23. Иисус начал молитву о будущих учениках с просьбы о единстве. Затем, Он коснулся природы этого единства: «И славу, которую Ты дал Мне, Я [“Я Сам”; сильная форма] дал им». Сложно сказать, что именно имел в виду здесь Иисус. Такое впечатление, что слово «им» означает не только настоящих апостолов Иисуса, но и всех будущих учеников, которые уверуют по слову их. Иисус разделил полученную Им от Отца славу со всеми Своими последователями. К сожалению, природа этой славы не совсем понятна. Изложив различные взгляды на эту «славу», которую даёт Иисус, Джордж Бизли-Мюррей пишет: «…независимо от интерпретации эта “слава” является даром Спасителя, Сына Божьего, который своим воплощением в человека, смертью и воскресением явил людям спасительную силу Бога». Говоря в общем, можно сказать, что Божья слава была в откровении Иисуса и Его искупительной миссии, кульминацией которой стал крест. Благодаря дару этой славы будущие ученики, по словам Иисуса, «будут едины, как Мы едины».
Помимо единства учеников Иисус просил: «Да будут совершены воедино». Основанием единства тех, кто уверует в Иисуса, является пребывание Иисуса в них («Я в них»), а также их пребывание в Нём (см. 15:4). Кроме того, Отец пребывает в Сыне — («Ты во Мне»); но Сын также пребывает в Отце (см. 14:10). Если Отец пребывает в Иисусе, а Иисус пребывает в верующих, тогда и Отец пребывает в них; следовательно, единство верующих подобно единству Отца и Сына. Единство, связывающее Отца и Сына, это единство цели и совершенной любви, и это то, чего Иисус более всего желал для Своих учеников: полного единства. В 17:21 говорилось, что это единство было для того: «да уверует мир, что Ты послал Меня». Теперь Иисус добавил ещё одну цель: «да познает мир, что Ты… возлюбил их, как возлюбил Меня». Эта мысль просто потрясает сознание. Если ученики находятся в совершенном единстве, мир не только убедится в том, что Бог послал Иисуса спасти мир, но люди также поймут, что Бог любит верующих в Иисуса так же, как любит Своего Сына и желает разделить эту любовь со всеми, кто придёт к Нему.
Стих 24. Излагая Свою вторую просьбу, Иисус молил, чтобы Его ученики были с Ним. Первая фраза «которых Ты дал Мне» относится ко всем ученикам (как и «им» в 17:22 означает всех учеников), включая как настоящих, так и будущих. Это те же люди, о которых Иисус сказал в 17:2: «всему, что Ты дал Ему». Стих 24 перекликается с ст. 2, где сказано о власти Иисуса давать жизнь тем, кого вверил Ему Отец. В настоящем стихе Иисус говорит, что хочет, чтобы те, кто были даны Ему, были там, где и Он, и видели Его славу. Слово тело (буквально «Моя воля»), переведённое как «хочу», означает больше, чем желание. Поскольку воля Иисуса полностью совпадает с волей Отца (4:34; 5:30; 6:38), Он может сказать: «Моя воля».
Ранее, говоря о будущем в настоящем времени, Иисус сказал, что Он «уже не в мире» (17:11). «Слава» же, которую, согласно желанию Иисуса, должны были увидеть Его ученики, была дана Ему Отцом прежде основания мира. Здесь мы видим прямую связь с 17:5, где Иисус молил восстановить полагающуюся Ему славу, которая была у Него с Отцом до сотворения мира. Первые ученики воочию видели славу Иисуса (1:14), явившуюся в Его чудесах (см. например, 2:11); и станут свидетелями зенита Его земной славы в Его смерти и воскресении. Но они не видели той славы, которая была у Него «прежде основания мира». Сегодня ученики Иисуса могут в какой-то мере увидеть «славу Господа» (2 Кор. 3:18); но однажды, «когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2). Только в следующей жизни ученики смогут увидеть Иисуса во всей полноте Его величия и великолепия. Слава, которую увидят ученики Иисуса, это слава, данная Ему любящим Отцом до сотворения мира. И снова в этих стихах мы читаем о предвечном существовании Иисуса (1:1) и великой любви Отца к Сыну (3:35; 5:20). Именно потому, что Отец любит Сына, верующие в Сына смогут быть с Иисусом и видеть Его славу. Более того, Отец будет любить их (17:23) и разделит с ними славу, вновь обретённую Иисусом.
Стихи 25, 26. Два последних стиха гл. 17 можно рассматривать как нечто вроде подведение итога всей молитвы Иисуса. В ст. 25 и 26 Иисус ни о чём больше не просил, но сказал о том, что Он уже сделал, и для чего. С одной стороны, эти стихи связаны с ст. 24, где мольба Иисуса продолжает тему любви Отца к Нему. В 17:11 Иисус называет Отца «Отче святой», а в 17:25 — «Отче праведный». Иисус признавал, что, будучи «праведным», Отец видел различие между миром, который отвергает Его, и Иисусом с учениками, которые принимают Его. Иисус пришёл в мир, чтобы явить миру Отца, но большинство людей отвергли этот дар благодати. Хотя Иисус сказал, что мир не познал Отца, Его труд не был напрасным. Иисус знал Отца, и небольшая группа мужчин и женщин признали Иисуса как Посланного Богом. Некоторые люди всё-таки узнали Отца в Иисусе. Теперь у этих учеников были отношения с Богом, и потому они отличались от остального мира.
Иисус открыл людям «имя» Отца и подтвердил, что и дальше будет это делать. Цель Иисуса была двоякой: чтобы любовь, которую Отец имел к Сыну, «да будет в них», и чтобы Сам Иисус был «в них». Иисус просил не о том, чтобы Отец любил учеников так же, как любил Сына, потому что ученики уже были объектом Божьей любви (17:23). Иисус просил, чтобы любовь Отца к Сыну была «в них». Это может означать как «внутри них» (чтобы ученики были любящими людьми), так и «среди них» (то есть, чтобы их отношения между собой были пронизаны любовью Иисуса). Принимая во внимание двоякий смысл некоторых слов в Евангелии от Иоанна, возможно, «в них» содержит оба смысла. Таким образом, подобно тому, как Бог постоянно открывался ученикам, так и они будут непрерывно преобразовываться, чтобы любовь Отца к Сыну всегда была в их сердцах. Она будет видна в их отношениях друг с другом.
Дело, которое был намерен продолжить Иисус, заключалось в том, чтобы быть «в них». В 17:23 Иисус сказал, что это было идеальное состояние для Его учеников. Здесь, как и в предыдущем предложении, «в них» может означать как «внутри них», так и «среди них». В любом случае, по мере того как Бог открывается ученикам, их понимание постоянного присутствия Иисуса будет возрастать.