Найти тему
PRO Историю

Самолёт появился из-за гор через полчаса, когда надежды уже не было: Boeing был в недоумении, как 747 удержался в воздухе

Оглавление

9 августа 1978 года в два часа дня жители Афин наблюдали полёт огромного авиалайнера «Боинг 747» авиакомпании Olympic Airways на рекордно малой высоте (55 метров). На борту находились 18 членов экипажа и 400 пассажиров, которые возвращались в Нью-Йорк. Летели так низко и так неспешно, что пассажиры и бортпроводники отчетливо видели удивленные лица людей, находящихся в высотном здании бизнес-центра, и махали им. Пассажиры полагали, что полет над крышами домов — часть запланированного развлекательного шоу. Так начиналось одно из самых необычных авиапроисшествий, случившихся с «Боингом 747», едва не перешедшее в разряд катастрофы.

SFERA – Pro Историю...
SFERA – Pro Историю...

Домой в Нью-Йорк из солнечной Эллады

Полет «Боинга 747» проходил в самый пик туристического сезона в Греции. На взлетной полосе самолет, заправленный 160 тоннами топлива, заполнен людьми, которые возвращалась этим рейсом в Нью-Йорк. В 14 часов лайнер начал разбег в обычном полетном режиме. Один из двигателей по техническим причинам «вытягивал» лишь 96% мощности, что не могло оказать серьезного влияния на полет.

Самолет 747-284 В (серия 200) был укомплектован 4 двигателями компании «Пратт-Уитни», которые при работе на максимальных режимах требовали обязательного дополнительного охлаждения.

Причиной этому стала неспособность инженеров американской компании обеспечить стабильную работу двигателей PW JT9D на критических режимах — они перегревались. Потому и пришлось экстренно городить дополнительную систему охлаждения с которой многие экипажи были плохо знакомы. В последующих версиях силовые агрегаты были заменены на General Electric GEnx-2B67, у которых такой проблемы не было.

Следующим нюансом было то, что взлет проходил при высокой температуре за бортом (43°С). При высокой температуре воздух становится более разреженным и лайнеру для набора высоты приходится дополнительно увеличивать тягу двигателей, что опять же требовало охлаждения. Команду на включение системы охлаждения командир воздушного судна (КВС), а им был опытный бывший военный пилот Сифис Мигадис, дал сразу после старта.

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

После прохождения точки V1 (значение скорости разбега, после достижения которой остановить самолет уже нельзя) КВС принимает решение на отрыв самолета от взлетной полосы. Что происходило дальше — в разных источниках преподносится по-разному. По первой версии, отказал с частичным разрушением конструкции третий двигатель. По второй — сработали датчики повышенного расхода охлаждающей жидкости, произошло возгорание двигателя, командир дал команду бортинженеру на отключение охлаждающей системы. В последующем все комментаторы происшествия отмечали нечеткий алгоритм действий в процедуре работы с системой охлаждения двигателей из-за редкого ее использования многими экипажами «Боингов 747».

Мы взяли комментарий у бывшего пилота Сергея Еремеева, который отлетал на «Боинге-747» более 9000 часов, из них 4000 — в должности КВС, бортинженер корабля в стрессовой ситуации вместо отключения одного охлаждающего насоса у вышедшего из строя третьего двигателя, возможно, отключил насосы у трех или у двух оставшихся двигателей, что вызвало резкое снижение тяги.

SFERA – Pro Историю...
SFERA – Pro Историю...

Взлетаем! Взлетаем… Взлетаем?

Лайнер отрывается от полосы, но вдруг оказывается, что тяга двигателей падает, скорость и высота не растут. Более того, они всё еще недостаточны для исправления ситуации. С трудом самолет переваливает 6-метровый забор аэродрома. Взлетная трасса проходит через центр города, и самолет на предельно малой высоте и с запредельно малой скоростью пролетает над городом. Для удержания в воздухе «Боингу 747» нужна скорость в 180 узлов, реальная же составляла 158.

КВС дает команду убрать шасси, второй пилот медлит (по инструкции убирать шасси на такой скорости нельзя), но выполняет команду. Впереди прямо по курсу 60-метровый холм. Отвернуть в сторону при такой скорости нельзя, набор высоты также невозможен. КВС, маневрируя рулями высоты, пытается хоть разогнать самолет и увести его выше. В итоге, холм «перевалили» с запасом высоты в 3 метра. КВС решает, в каком месте совершить аварийную посадку. По курсу был большой стадион, но Мигадис принимает решение лететь на окраину города. Именно в этот момент на рекордно низком пролете у пассажиров и появилось ощущение шоу.

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Итак, высота полета — 55 метров. Жилая застройка наконец заканчивается, но впереди — окружающие Афины горы. Для КВС очевидно, что лайнер не успевает набрать высоту и перевалить через эти горы. Но вдруг воздух за бортом стал чуть прохладнее, бортинженер сумел запустить систему охлаждения, а со стороны моря подул легкий бриз. В итоге, удалось увеличить скорость и стало возможным довернуть курс самолета на 2°, уйти чуть в сторону от гор в долину и далее к морю. Пилоты стали сбрасывать топливо. В последующих интервью Сифис Мигадис признавался, что ему было безумно жаль сбрасывать топливо, загрязняя море и землю Эллады…

Через 30 минут лайнер, развернувшись над морем показался из-за гор, через несколько минут он совершил успешную посадку в аэропорту вылета. Сифис Мигадис, как пилотирующий пилот, получил заслуженную славу национального героя. Имя бортинженера, напротив, не звучит ни в одном комментарии происшествия…

-5

Отечественный IT-проект SFERA по праву может считаться самым амбициозным проектом в мире. Его релиз уже скоро. Тестовая ранняя версия приложения уже доступна в магазинах приложений Play Market и App Store. Спасибо за поддержку!

SFERA – Pro Историю...
SFERA – Pro Историю...

Итоги расследования: ошибки в действиях экипажа

К возникновению летного происшествия привели именно ошибочные действия экипажа, которые не были озвучены. По мнению Сергея Еремеева, анализ реальных причин в тот момент времени не мог быть озвучен. Греция всеми силами завлекала в страну туристов из богатых стран Европы и США. Разрушение имиджа греческого туристического рая подробностями авиапроисшествия, которое чуть не стало катастрофой, было недопустимым. Этим, возможно, и объясняется разночтение деталей произошедшего (например, называется разное количество пассажиров и членов экипажа, есть несовпадения по характеру отказа третьего двигателя: было ли возгорание или имело место разрушение элементов конструкции).

Сергей Еремеев не берется детально реконструировать случившееся. Тем не менее он отметил один важный момент: в действиях бортинженера и второго пилота были очевидные признаки низкой слаженности, что подтверждается:

  • бортинженер отключил систему охлаждения сразу после получения команды, но без обязательного последующего однозначного «подтверждения этой процедуры управляющим пилотом», в этом случае КВС;
  • второй пилот не сразу стал исполнять команду пилотирующего пилота на поднятие шасси.
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

А теперь о Боинге…

Последний «Боинг 747» сошел со стапелей в 2022 году, а первый стартовал в 1968-м. На момент своего рождения это был самый большой, самый тяжелый и самый вместительный дальнемагистральный 2-палубный самолет гражданской авиации. Всего произведено 1574 машины. Начиная с серии 200, на «Боинг-747» устанавливали менее капризные двигатели Rolls Royce и General Electric.

К сожалению, не обошла «Боинг-747» и печальная статистика летных происшествий и катастроф. Их количество составило 4% — был потерян 61 самолет. Основная причина — случайное сочетание множества факторов: технических неполадок, ошибок пилотирования, воздействия внешней среды и отказов системы управления или разрушения элементов конструкции.

Но, к счастью, в жизни случается прямо противоположное: когда, казалось бы, в уже безнадежной ситуации изменение полетного режима чудесным образом предотвращает катастрофу! Именно своевременное включение насосов охлаждения, падение температуры за бортом и спасительный бриз со стороны моря помогли предотвратить катастрофу «Боинга 747» с бортовым номером SX-OAA. Позже пассажиры рейса рукоплескали мастерству пилотов, в том числе Сифису Мигадису, которые доставили их этим же днем в пункт назначения на подменном борту!

🚫Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.

Предлагаем прочитать:

Материал создан при поддержке проекта SFERA