Найти в Дзене

О формах сервизов С.Е. Яковлевой (ЛФЗ)1940-1950 гг. Из книги искусствоведа А.Б. Салтыкова - "Избранные труды" (1962г.)

Хочу поделиться с вами ценной информацией о формах сервизов С.Е. Яковлевой (ЛФЗ) периода 1940-1950 годов из книги искусствоведа А.Б. Салтыкова - "Избранные труды" (1962г.)

Работы Яковлевой говорят о значительном развитии таланта художницы и о выходе ее на совершенно самостоятельную творческую дорогу. Если при рассмотрении ее вещей предвоенного периода можно было отметить в них отзвуки модерна и конструктивизма (стереометричность), то теперь их совершенно не заметно, а понимание форм сосудов стало вполне специфичным, собственно сосудным. 

В «Весеннем» сервизе 1949—1950 годов - чайник, является всегда наиболее сложным и в то же время самым значительным предметом в сервизе. Он имеет яицевидное тулово на поддоне, отогнутый верхний край, крышку похожего строения, ручку легкую и простую. Однако форма всех этих элементов конструкции приобрела большую активность. Контуры тулова стали сильнее и резче изогнуты, почему появились красивые плечи, а отогнутый край получил самостоятельное значение и превратился в низкую широкую шейку.

С.Е. Яковлева (форма), Н.М. Павлова (роспись). Чайный сервиз "Весенний". Фарфор. 1949-1950 гг.
С.Е. Яковлева (форма), Н.М. Павлова (роспись). Чайный сервиз "Весенний". Фарфор. 1949-1950 гг.

Ручка сохранила свои тонкие очертания, но стала относительно больше и, вместе с этим, получила усиленное новое значение в композиции. Ей противостоит носик, достаточно сильный и в то же время вполне отвечающий своими мягкими спокойными очертаниями характеру тулова и ручки, с которыми составляет одно ритмическое целое.

Автор формы: Яковлева С. Е. Предметы из сервиза "Весенний". Период создания:1951 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж". Госкаталог.РФ.
Автор формы: Яковлева С. Е. Предметы из сервиза "Весенний". Период создания:1951 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж". Госкаталог.РФ.

Вся композиция, очень хорошо согласованная в пропорциях и в ритмах, увенчивается на крышке ручкой в виде раскрывающегося бутона, хорошо стилизованного, чуждого всякого стремления превратиться в натюрморт и поэтому прекрасно связывающегося со всем предметом в целом. В этой мелкой детали, занимающей, однако, центральное место, сказалось глубокое понимание стиля и тонкий художественный вкус, присущие автору.

Автор росписи: Воробьевский, Алексей Викторович,
Автор формы: Яковлева, Серафима Евгеньевна (форма «Весенний», 1949).Предметы из сервиза "Народные узоры". 1957 г.Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж". Госкаталог.РФ.
Автор росписи: Воробьевский, Алексей Викторович, Автор формы: Яковлева, Серафима Евгеньевна (форма «Весенний», 1949).Предметы из сервиза "Народные узоры". 1957 г.Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж". Госкаталог.РФ.

«Весенний» сервиз Яковлевой — прекрасное современное произведение прикладного искусства.

Не менее интересен и хорош другой чайный сервиз — «Ленинградский», созданный в основном в 1950—1951 годах и доделывавшийся позднее. В отличие от «Весеннего» сервиза, имеющего мягкие округлые формы, «Ленинградский» сервиз имеет формы острые, немного колючие, более напряженные и собранные, наполненные более четкими ритмами и отношениями.

С.Е. Яковлева (форма). Чайный сервиз "Ленинградский". Фарфор. 1950-1951 гг.
С.Е. Яковлева (форма). Чайный сервиз "Ленинградский". Фарфор. 1950-1951 гг.

Стенки его тулова, имеющего вид перевернутого конуса, несколько вогнуты, что придает всей фигуре чайника некоторую подтянутость и парадную официальность; плечи почти прямые, заканчивающиеся острым углом, подобно военным погонам; крышка высокая, четко разделенная на две различные поверхности, увенчана высокой острой ручкой, напоминающей конец стрелы или пики. К. этой оригинальной средней части присоединены носик и ручка, сильно напоминающие лучшие довоенные работы. Носик имеет очень изящную и выразительную форму. Весьма широкий в нижней части, он очень тонок вверху. 

Автор формы: Яковлева С. Е. Предметы из сервиза "Ленинградский". 1951 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж. Госкаталог.РФ.
Автор формы: Яковлева С. Е. Предметы из сервиза "Ленинградский". 1951 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж. Госкаталог.РФ.

Весьма интересно, что центральным предметом сервиза, как бы объединяющим вокруг себя все остальные входящие в него вещи, является высокая стройная ваза для цветов очень спокойной и благородной формы. Она имеет подобно ему раструбовидное тулово, оно сделано в более живых пропорциях и в соответствии со всеми другими предметами сервиза поставлено на поддон. Силуэт вазы очень хорошо найден, а ее размеры вполне отвечают ее положению в сервизе. Таким образом, сервиз Яковлевой «Ленинградский» оказывается весьма сложным по своему эмоциональному и ритмическому строю и в известной мере как бы подводит итог развитию художественных форм сервизной чайной посуды Ломоносовского завода. После сложного и торжественного сервиза «Ленинградский» художница обратилась к противоположным ему простым формам и как бы вспомнила свой сервиз «Тюльпан» тридцатых годов с его шаровидным туловом.

-7

Новый сервиз Яковлевой, созданный ею в 1954 году, называется «Круглый».

Автор формы: Яковлева С. Е. Предметы из сервиза "Круглый".1953. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж". Госкаталог.РФ.
Автор формы: Яковлева С. Е. Предметы из сервиза "Круглый".1953. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж". Госкаталог.РФ.

В основе его форм лежит почти правильный шар, на низком прямом колечке вместо поддона. Край шейки вырезан очень низкими фестонами. Ручка и носик ничем не напоминают дужку и трубу «Тюльпана»: они вполне «чайниковые», сосудные, мыслимы только на посуде и нигде больше.

Их объемы и формы хорошо согласованы с туловом, они просты и спокойны, как и оно. Это не торжественный сервиз для приема важных гостей, как «Ленинградский».

Сервиз «Круглый» — сервиз для домашнего обихода, красивый и приятный в быту. 

Яковлева С.Е. (1910-1993) - автор формы, Сажина В.Л. (1923-2011) - автор росписи. Чайник с крышкой из сервиза "Северный" (форма "Круглый"). Период создания.1958 г. Форма 1953 г. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. Госкаталог.РФ.
Яковлева С.Е. (1910-1993) - автор формы, Сажина В.Л. (1923-2011) - автор росписи. Чайник с крышкой из сервиза "Северный" (форма "Круглый"). Период создания.1958 г. Форма 1953 г. Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера. Госкаталог.РФ.

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!