Найти тему
Окно в ПЕТЕРБУРГ

Любовный треугольник в доме на гранитной набережной (с продолжением)

Приветствую всех из прекрасного Петербурга! И сегодня мы поговорим о людях, которые проживали на берегу реки Фонтанки, в доме номер 6.

Современный вид, наб.Фонтанки,6
Современный вид, наб.Фонтанки,6

В истории Петербурга этот дом известен как «Училище правоведения». А дело было так….

Когда-то, во времена Екатерины II, здесь находилась придворная коллегия, расположившаяся в постройках дворцового Запасного двора. Но для устройства каменной набережной Фонтанки (а Екатерина II в этом была профи, именно при ней город оделся в гранит, более 30 км гранитных набережных) все было снесено и место расчищено. Жил в те года в нашем городе Алексей Андреевич Ржевский.

А.А.Ржевский
А.А.Ржевский

Не тот, конечно, остроумный и бравый военный поручик из анекдотов 😀, а довольно известный человек в городе, поэт, вице-директор Академии наук, занимавший в тоже время видное положение среди масонов Петербурга и имевший очень даже приличное финансовое состояние. И построил Алексей Андреевич дом из двух флигелей, соединенных воротами…

А в 1776 году состоялся первый выпуск Смольного института. И одной из прекрасных «Смолянок» была Глафира Ивановна Алымова, она была любимицей императрицы, благодаря своему веселому характеру, и та ласково звала ее «Алимушка»…

Г.И.Алымова
Г.И.Алымова

А так как, девушка была сиротой, то заботу о ней решил взять на себя престарелый Иван Иванович Бецкой (кстати, есть предположение, что он являлся биологическим отцом Екатерины II).

И.И.Бецкой
И.И.Бецкой

Бецкому 72, Глафире – 18, 😱как говорится «седина в голову, бес в ребро», влюбляется Иван Иванович в свою приемную дочь так, что «жить без нее не может». О времена, о нравы… наша то, Смолянка ничего противоестественного в этом и не видела. В своих «Записках» она писала: «…Будь он откровеннее, я бы охотно сделалась его женою». Но в это время ей делает предложение наш первый герой – Алексей Андреевич, к тому времени несколько лет, пребывавший в статусе вдовца. Красавица наша, конечно же, отдает предпочтение 39-летнему Ржевскому, тут то, разница в возрасте совсем ничего, всего 21 год. ☺️К слову сказать, этому браку еще и поспособствовали, граф Орлов Алексей Григорьевич и фрейлина Анна Степановна Протасова хотели «насолить» Бецкому, и у них это отлично получилось. Какими только интригами не пытался Иван Иванович расстроить этот брак (а ведь был посаженым отцом на свадьбе). В итоге поставил молодым условие, что они должны поселиться в его доме. В итоге получился «прелестный любовный треугольник»: сходящий с ума от греховных желаний старик, ни в чем неповинный муж и, так сказать, сама виновница торжества. Обстановка в доме становилась все невыносимее и, наконец, чета Ржевских покинула уж через чур гостеприимный дом Бецкого и въехала в свой новый дом на набережной Фонтанки. ( Тот самый, который построил Ржевский в начале повествования, и историю которого я вам и рассказываю😉).Надо сказать, что в дальнейшем, семейная жизнь у них сложилась, благополучно, воспитали 5 детей. Их семейная идиллия дало повод их другу, поэту Державину написать оду «Счастливое семейство»:

В дому его нет ссор, разврата,

Но мир, покой и тишина:

Как маслина плодом богата

Красой и нравами жена(…)

Как розы, кисти винограда

Румянцем веселят своим,

Его благословенны чада

Так милы вкруг трапезы с ним.

В новом доме Ржевские прожили недолго, Алексей Андреевич получил назначение на пост президента Медицинской коллегии, которая располагалась на Екатерининском канале, и супруги продали дом и переехали поближе к месту службы мужа.

Новой владелицей дома стала статс-дама графиня Мария Иосифовна Потоцкая, урожденная Мнишек. Но это уже совсем другая история дома номер 6 по Фонтанке…

До скорой встречи, ваша Ирина из окна Петербурга.