Больше всего на свете я люблю ходить, говорить и Саратов. Все эти страсти можно удовлетворять одновременно во время проведения экскурсий. Раньше я мучила своими рассказами людей совершенно бесплатно, но со временем это увлечение стало приносить мне деньги.
И моя любимая экскурсия по проспекту Кирова начинается от памятника Николаю Гавриловичу Чернышевскому.
В 1911 году, к пятидесятилетию отмены крепостного права на этом самом месте был торжественно открыт памятник Александру ll.
Памятник представлял собой стоящую на постаменте фигуру царя, а по углам постамента располагались четыре фигуры : Крестьянина с лукошком, осеняющего себя перстом, как бы благодарящего Государя за отмену крепостного права; коленнопреклоненной Болгарки, как напоминание об освобождении Болгарии от турецкого ига; богини Правосудия с книгой Законов в руке и памятник Первой Учительнице, представляющей собой скульптуру сидящей молодой женщины с книгой на коленях и стоящей рядом девочкой.
На закладку памятника собрался весь город. Играл оркестр, священник махал кадилом, а первые дамы города, придя в ажитацию, стали срывать с пальцев перстни, из ушей - серьги, с рук - браслеты и кидать их в яму под фундамент будущего памятника. Фундамент залили бетоном, поставили охранять полицейского, и когда основание было готово, водрузили на него постамент из цельного куска красного гранита.
Александр ll простоял недолго. В 1918 году Советская власть издаёт декрет, согласно которому все изображения царя и царских прихвостней считаются утратившими художественную ценность и подлежат уничтожению.
Коснулся этот декрет и саратовского памятника. Александра, Крестьянина, Фемиду и Болгарку отправили на переплавку, повезло только Первой Учительнице. Её забросили во двор рядом расположенной Консерватории, где она благополучно пропылилась более 70 лет, и только в начале 90-ых скульптуру отмыли, отчистили и установили в один из небольших скверов в центре города, назвав его "Сквером Первой Учительницы".
Городская легенда гласит, что каждое утро, неважно мороз на улице или жара, рано утром, на рассвете, по щекам Учительницы стекают две слезинки. Она плачет о любимом Государе, с которым её так варварски разлучили...
Постамент хотели разбить на куски, но уж очень красив и дорог был красный гранит, поэтому его перевезли на Привокзальную площадь и водрузили на него памятник Дзержинскому.
Поэтому если вы приедете в Саратов на поезде, то по выходу из вокзала вам широким жестом укажет на город Железный Феликс, стоящий на отобранном у Александра ll постаменте.
Деньги нужны всем. Нужны они были и молодой советской власти. После помпезной закладки памятника прошло совсем немного лет и ещё живы были люди, которые своими глазами видели, как богатые дамы бросали драгоценности в фундамент.
Место, где стоял Государь, разобрали буквально по камешкам, просеяли через сито, но ни одного колечка, ни одной серёжки так и не нашли. Решили спросить полицейского, охранявшего фундамент. Подняли служебные документы и выяснилось, что после памятного дежурства служивый уволился, уехал в Америку, где внезапно разбогател.
Площадь в центре города оказалась раскуроченной, но наступили голодные двадцатые и всем было не до чего.
В 1934 году после убийства Кирова по стране прокатилась волна переименований. Города, улицы, площади и заводы называли именем Сергея Мироновича. Потом стали называть именами пламенных революционеров и революционных писателей и другие города. Нижний Новгород стал Горьким, Самара - Куйбышевым, Царицын - Сталинградом. Дошла очередь и до Саратова.
На одном из заседаний Совета народных депутатов принимается решение переименовать Саратов в Чернышевский. И всё уже было практически решено, уже поднято перо, что бы подписать документ о переименовании, как кто-то из присутствующих вспомнил, что Николай Гаврилович был не только демократом, но и либералов, а либералов советская власть не жаловала. И это спасло мой город от смены имени.
Уф, была бы я сейчас чернывшанкой. Или чернышевчанкой. Или чернышкой.
Итак, название городу решено было не менять, но память великого земляка всё-таки увековечить. Тем более, что Сталин любил читать Чернышевского и частенько его цитировал.
На месте раскуроченного памятника Александру-освободителю в 1935 году был установлен гипсовый бюст писателю - демократ и Соборная площадь переименовывается в площадь Чернышевского. Но что такое гипсовый бюст на открытом воздухе? Дожди, туманы, морозы, и скульптура за несколько лет превратилась в обмылок.
Потом грянула война. Не до памятников было.
После Победы разворачивается массовое строительство. Обустройству общественных пространств придаётся огромное значение. Взялись городские власти и за облагораживание площади Чернышевского.
Объявляется всесоюзный конкурс на лучший памятник саратовскому писателю. Проекты рассматривал лично Иосиф Виссарионович. Именно он остановился на скульптуре Кибальникова, но с одним условием.
В жизни у Николая Гавриловича были волосы по плечи, но Сталин не терпел мужчин с длинными волосами и поэтому сказал коротко :"Чернышевского подстричь!"
Уставную стрижечку писателю делать не стали, намёк на длинные волосы оставили, и стоит с 1953 года задумчивый Николай Гавриловича, наклонив остриженную голову и размышляет, что делать?