Норникель расправляет плечи. Промышленный гигант обнаружил новые источники дохода и усиливает промышленный потенциал.
Норникель заканчивает чёрную полосу неурядиц. Закончилась корпоративная война между мажоритарными акционерами, и теперь компания серьёзно занялась долгосрочными вложениями в своё развитие. Некоторые вложения неожиданные, но интересные.
Развитие портовых мощностей
Россия занимает третье место в мире по экспорту угля. Основной рынок сбыта - Азия. Европа наложила эмбарго на российский уголь. Приходится новые объёмы перенаправлять тоже в Азию. Но вот проблема. Основные транспортные каналы Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали и так уже забиты до упора. Сложно протискивать даже прежние объёмы угля на Восток. С новыми объёмами сложнее. А тут ещё металлурги и сельхозпроизводители тоже из-за санкций хотят возить свою продукцию по этим двум железнодорожным веткам.
Очевиден дефицит транспортных возможностей
А у Норникеля за Уралом есть своя развитая транспортная инфраструктура, которой он пользуется для производственных целей. Возит туда-сюда сырьё и промежуточную продукцию с завода на завод. Инфраструктура очень серьёзная. Речные порты Красноярска и Лесосибирска на Енисее, а также морской арктический порт Дудинка принадлежат дочерним структурам Норникеля. И есть ещё флот из речных судов и барж.
Идея в том, чтобы экспортёры по Енисею доставляли товар в Дудинку. Перегружали на морские суда и отправляли в Индию, Китай и в Японию. Получится даже быстрее, чем по железной дороге, или если отправлять из южных портов.
Структуры Норникеля заработают на двух перевалках груза и на фрахте речных судов, и на ледовой проводке. По черновым расчетам выходит, что на каждой тонне груза, которую Норникель пропустит через свою транспортную инфраструктуру, он заработает 15-20 долларов. Это будет не чистая прибыль, а всего лишь валовый сбор. Но какая-то микро-копеечка Норникелю в любом случае останется.
Серная программа, производство серной кислоты
на Надеждинском металлургическом заводе и на Медном заводе при производстве металла образуется и выделяется сернистый газ. Норникель строит установки для улавливания этого газа и для производства из него серной кислоты. Получился огромный цех, который в одиночку мог бы претендовать на статус отдельного завода.
Но самое главное, Норникель снизит экологические налоги за выброс сернистого газа в атмосферу и обезопасит себя от экологических штрафов за то же самое.
Производство стройматериалов
Что делать с полученной серной кислотой? Её будут использовать для производства строительного гипса, который широко используется в различных строительных смесях. Уже есть договорённость с компанией "Волма", что она будет производить совместно с Норникелем строительные смеси. Если серный бизнес пойдёт, то из серной кислоты Норникель сможет выпускать удобрения - сульфат аммония, или гидроизоляционные материалы. В компании рассматривают и другие варианты для утилизации этого побочного продукта - сернистого газа и серной кислоты.
Лицензия на Колмозёрское месторождение
Я уже писал о том, что Норникель будет добывать литий на Колмозёрском месторождении. Лицензию на разработку месторождения Норникель уже получил. Но разрабатывать месторождение будет в кооперации с ещё одним промышленным гигантом - Росатомом. В 2030 году производство лития выйдет на полную проектную мощность. Со сбытом проблем не будет. Ибо Росатом параллельно строит в Калининградской области завод для производства литиевых аккумуляторов для электромобилей. А рынок электромобилей ждёт фаза бурного роста.
Совершенствует горнорудную базу
а руднике «Таймырский» начали добычу на новом рудном участке «Большой Горст». Он содержит более 8 млн. т руды и поддержит производительность рудника до 2040 г. Разработка участка "Большой Горст" обошлась компании в 4,5 млрд. рублей.
Сейчас Норникель реализует ещё 15 инвестиционных проектов по развитию рудников. Это масштабная реконструкцию и модернизацию производства, вскрытие новых залежей в пределах действующих рудников и комплексная отработка всех типов руд. Реализация этих проектов обеспечит Норникель сырьём на 100 лет и больше.
Водородные катализаторы
Платина, палладий и иридий необходимы для производства катализаторов водородной энергетики. Пока что водородная энергетика находится в зачаточном состоянии. Но когда все необходимые технологии доведут до ума, спрос на металлы платиновой группы резко возрастёт. Возрастёт и цена на них. Поэтому Норникель заинтересован в развитии водородной энергетики. Вкладывает деньги в исследовании катализаторов для получения водорода. Но компании выгодно не просто продавать металл для катализаторов, а производить и продавать сами катализаторы. Уже есть интересный прототип палладиевого катализатора — наноразмерный металлический материал для мембранно-электродных блоков, которые используются для генерации электролизного водорода.
Так же «Норникель» вкладывается в другие сегменты водородной энергетики. Исследует технологии мембранного получения высокочистого водорода, его хранения и транспортировки.
Всё, что я сейчас перечислил, это огромные расходы на инвестиции. Какое-то время Норникель не будет платить такие безумно высокие дивиденды, как в последние годы, а спокойно сосредоточится на своём развитии. Наверное, какие-то дивиденды всё равно будет. Пусть скромненькие, но будут. А самое важное, что благодаря масштабной инвестиционной программе Норникель обеспечит своё благополучие на долгие годы вперёд. Он останется в статусе дивидендного аристократа.
Я обычно не даю инвестиционных рекомендаций. Но сейчас отступлю от правила.
Положите немного Норникеля в свой пенсионный портфель. Неважно, сколько лет до пенсии Вам осталось 10 или 40.
Возможно, я даю ошибочный совет. Рекомендую, как минимум задуматься об акциях "Норильский никель".
Тем более, что скоро Норникель проведёт сплит своих акций. И она станут более доступны по цене простым инвесторам.
Напоминаю, что помимо перечисленного я ещё завёл телеграм-канал для инвестора "ЛФН -Лента финансовых новостей"