Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Как научиться управлять собственной жизнью.

В детстве формируются наши представления о себе и окружающих людях.

Постепенно эти представления становятся убеждениями. В соответствии с ними ребенком принимаются решения о том, как жить, чем заниматься, что делать можно, а что – нельзя.

На основании убеждений и ранних решений складывается вся последующая жизнь человека.

Если что – то в нашей жизни идет «не так», не устраивает нас, в терапии можно увидеть, какие убеждения и решения приводят к нежелательному результату. И изменить их.

Пример из практики. От клиента получено разрешение на публикацию, имя изменено.

Уже десять лет как Федор женат. Его семья живет в квартире, подаренной отцом жены. Но, Федор чувствует себя там «квартирантом».

Он регулярно приносит домой зарплату, выполняет все указания жены. Его обязанности – покупка продуктов и прогулки с дочкой, редкий секс.

Жена постоянно чем – то недовольна, делает мужу замечания. Ее ворчание напоминает «жужжание комара».

Два раза в неделю Федор «расслабляется». Он проводит вечера в компании приятелей, употребляя легкие и «не очень» алкогольные напитки.

Месяц назад Федор познакомился с девушкой. Оказалось, что с ней можно разговаривать, она умеет слушать и даже говорит Федору приятные слова.

Впервые мужчина задумался: «А так ли я живу?». Желание идти домой пропало, и он решил «пожить отдельно».

Решение Федора очень удивило и огорчило жену. Она была искренне уверенна, что является «хорошей» женой. Дома всегда порядок, есть вкусная еда, ребенок под присмотром.

Федор снял квартиру. Он встречается со своей новой знакомой и регулярно приходит домой – поиграть с дочкой.

На нашей встрече, Федор говорит, что «устал прогибаться» перед женой, но, боится ошибиться, выбрав развод.

Мужчина считает, что «видит свой путь». Предлагаю ему нарисовать этот путь.

На рисунке Федор плывет на «кораблике» навстречу мечте.

При анализе рисунка выясняется, что нарисованному Федору всего семь лет. У мальчика нет ушей, потому что он не хочет слышать критику и постоянные ссоры родителей. И глаза у него «пустые», потому что не хочется видеть того, что происходит вокруг. Не хочется видеть поступков «взрослых», которые совсем не являются взрослыми.

Рыбы символизируют желания Федора.

-2

Желтая рыба – желание иметь семью.

Красная рыба, расположенная на рисунке снизу – желание иметь деньги.

Красная рыба, расположенная на рисунке сверху - желание развития, обучения.

Синяя рыба – движение в сторону жизни и любви.

Уже на этом этапе видно, что Федор разделяет любовь и семью. Для него это разные «рыбы».

Мальчик не смотрит в сторону желаний. Это – желания взрослого мужчины. Желания мальчика – поиграть и погулять. Он смотрит в сторону берега.

-3

Ребенок не хочет ответственности. Корабль кажется ему большим, «один не потяну, нужна команда».

Взрослый Федор встал за спину маленького, чтобы поддержать его.

-4

Семилетний Федя чувствует себя защищенным. У него вырастают волосы. По мнению Федора, это – признак взросления, Он считает, что «волосы похожи на антенны, это необычно, привлекает окружающих». Появляются уши, чтобы слышать людей, общаться с ними. Федор рисует мальчику зрачки, чтобы он видел собеседника, а также реснички: «чтобы быть приятным»

Из комментариев Федора становится понятным, что ему очень важно нравиться людям, потому что сложно выдерживать недовольство, агрессию.

-5

Взрослый Федор изображен голым, без одежды, «незащищенным».

Вертикально нарисованные волосы у взрослого, Федор объясняет так: "волосы «встали дыбом», потому что взрослого Федора пугает ответственность за маленького".

Когда одежда «укрывает тело», он чувствует себя в тепле и любви, страх постепенно уменьшается.

-6

Взрослый Федор продолжает смотреть в сторону берега, как и маленький Федя, потому что не знает, как жить, что делать. Он смотрит на то, что делают люди, чем они занимаются.

Наибольший интерес у Федора вызывает работа на компьютере. В подростковом возрасте он самостоятельно пошел в компьютерный клуб, сам во всем разобрался и достиг «больших успехов».

Мысли о том, что он умный и целеустремленный взбодрили Федора.

Мужчина превратил кораблик в корабль, у корабля появилась мачта с парусом.

-7

В процессе беседы к Федору пришло понимание, что он вырос, у него крепкие руки, которые могут держать штурвал корабля, Его уже не устраивает то, что корабль прозрачный, непрочный.

-8

Сейчас руки Федора держат штурвал корабля, рыбы находятся в трюме, добавился волнорез для облегчения движения, а солнце стало больше и ярче.

Давая характеристику солнцу, сначала Федор сказал, что ему необходима женская энергия, тепло. Поэтому, солнце – это женщина. Немного подумал, Федор изменил свое мнение, он решил, что может самостоятельно стать солнцем для себя самого – заботливой родительской фигурой для маленького Федора.

Сейчас Федор чувствует себя значительно увереннее. Он управляет кораблем и знает цель, к которой хочется плыть. Это – укрепление материальной базы: учеба для получения более высокого дохода, собственная квартира.

Какую женщину он хочет видеть рядом, Федор пока не знает. Он хочет, чтобы с ним был любимый человек.

И эта тема для нашей следующей встречи.

У нашего настоящего есть корни в прошлом. Если настоящее устраивает, это свидетельство счастливого детства. И, наоборот. Мы не можем изменить своего прошлого, но, можем изменить отношение к нему.

В наших силах сделать свою жизнь радостной и наполненной. Такой, какой ее хочется видеть. Если не знаешь, «куда плыть», невозможно достичь своей цели. Когда человек знает цель, появляются сила и возможности для ее реализации.

Автор: Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Кандидат психологических наук

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru