Считается, что найти информацию о предках по мужской линии намного проще, чем разбираться с происхождением прапрабабушек. Кто-то вообще полагает, что история женских линий не представляет интереса для будущих поколений. По этому нет смысла тратить время и силы на подобные поиски.
Но уж если вы решили, что это важно, то давайте посмотрим, с чего начинать.
Недавно закончил работу над родословной Бабуриных из деревни Пронина Алексинского уезда. Вот фрагмент схемы семейного древа.
На этом примере рассмотрим три основных источника информации о женских линиях.
1. Запись о бракосочетании
В церковных метрических книгах в разделе "О бракосочетаниях" подробно записывалась информация о невесте: родная деревня, сословие, вероисповедание, возраст.
Невеста: "Деревни Гремячей временно-обязанная госпожи Голофеевой крестьянская дочь Евдокия Георгиева, православного вероисповедания, первым браком, 16 лет".
Невеста: "Девица Тульского уезда села Яковлевского помещика Дмитрия Сергеевича Мансурова крестьянка Евдокия Михайлова, 17 лет, первым браком".
По этим данным семьи девушек-невест легко находятся в ревизских сказках соответствующих помещиков.
2. Записи о рождении
Бывает так, что записи о бракосочетании по каким-то причинам не сохранились в архиве. Тогда надо внимательно изучить все записи о рождении детей. Часто восприемниками были близкие родственники со стороны матери ребёнка.
Вот, например, у детей Евдокии Георгиевны Бабуриной в 1864-1883 гг. восприемником (крёстным) записан крестьянин деревни Гремячей Михаил Георгиев - родной брат Евдокии.
А в более поздних документах можно увидеть и его фамилию. Кулешова - девичья фамилия Евдокии Георгиевны. В записи о бракосочетании она не была указана.
3. Ревизские сказки XVIII века
В ревизских сказках (перепись податного населения) второй половины XVIII века было принято указывать происхождение жён.
"У Петра жена Прасковья Никитина сатринная той деревни 2/15". Так записано о супруге Петра Семёновича Бабурина в 1795 году. Это значит, что семью её надо искать в ревизской сказке 1782 в той же деревне, ей там будет 2 года.
А вот, что записано про мать Петра Семёновича.
"У Семена жена Анна Иванова взята того ж уезда из вотчины господина моего из деревни Гремячева, 35 лет". Значит в ревизии-1763 семью Анны Ивановны надо искать у того же помещика в деревне Гремячей.
Обратил внимание, что многие семейные легенды находят подтверждение после детального изучения именно женских линий. Уверен, в вопросах семейной истории их не стоит обходить стороной. Согласны?
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉
Если есть желание узнать о своих предках, напишите мне: poisk.tula@ya.ru
Или заполните Заявку на исследование. WhatsApp: 89166321014
💥Телеграм-канал "Поиск предков: Тульская губерния".
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉