Найти тему

Узнаем, где в 1622 году затонули два испанских галиона, перевозивших огромные сокровища

Конец первой четверти XVII века! Испания, которая на протяжении 100 лет до этого была могущественнейшей державой, начинает терять свое превосходство. Более того, страна оказывается втянута в Тридцатилетнюю войну, а это тоже требовало финансирования. На море же испанцам очень сильно докучали англичане и голландцы. Совсем молодой еще испанский король Филипп IV, взошедший на престол за год до этого (он был 1605 года рождения) был достаточно образованным человеком. Он стал предпринимать верные шаги, чтобы обеспечить спокойное мореплавание между Испанией и Новым Светом. В частности, он ввел специальный налог на торговлю с Вест-Индией, однако его сборы не просто шли на финансирование двора, они имели строго целевой характер, как сейчас сказали бы. На эти средства был снаряжен мощный военный флот, который должен был защищать испанские суда от английских и голландских пиратов.

Вот в состав одного из таких конвоев и входили два галиона:

  • "Санта-Маргарита", названный в честь покровителя бездомных и акушерок;
  • "Нуэстро Сеньора де Аточа", названный в честь одной из мадридских часовен.
Базилика Нуэстро Сеньора де Аточа. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Базилика Нуэстро Сеньора де Аточа. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Это одна из шести знаменитых базилик Мадрида. К сожалению, та средневековая церковь была разрушена в ходе Гражданской войны в Испании уже в ХХ веке. Но она была отстроена заново. Наблюдать ее можно совсем недалеко от Мадридского вокзала, который тоже называется Аточа к югу от парка Ретиро.

Расположение базилики Нуэстро Сеньора де Аточа. Яндекс.Карты
Расположение базилики Нуэстро Сеньора де Аточа. Яндекс.Карты

Поход из Испании прошел спокойно - суда преодолели Атлантический океан и прибыли в город Портобело на территории современной Панамы. В наши дни сервис SeaRates дает расстояние между Кадисом на бго-востоке Испании и Портобело - около 8000 км.

Кадис -Портобело, SeaRates
Кадис -Портобело, SeaRates

В наши дни в Портобело можно осмотреть останки той средневековой крепости с пушками, который обороняли городскую гавань.

Портобело, Панама. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Портобело, Панама. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот сам город так и застыл в размерах XVII века. Сегодня население поселка менее 5 тыс. чел. Кстати, в историю мореплавания он вошел не только как место, откуда в свое последнее плавание вышел "Серебряный флот" (но об этом чуть ниже), а еще и как одно из предполагаемых мест захоронения Френсиса Дрейка. Ну и как не сказать про перевод этого названия - красивая бухта. Символично!

В общем, в Потробело на испанские суда было загружено огромное количество серебра из Перу и Боливии. Были там знаменитые рудники Потоси. Это очень высокогорный город - расположен на высоте более 4000 метров над уровнем моря практически в самом центре Анд в 425 км от Ла-Паса.

Потоси, Боливия. Google.Карты
Потоси, Боливия. Google.Карты

А теперь - внимание! Перед тем, как быть загруженным на испанские корабли, серебро преодолело из Боливии до Панамы 6300 км (по маршруту, проложенному в наши дни).

Потоси - Портобело. Яндекс.Карты
Потоси - Портобело. Яндекс.Карты

Какая тяжелая логистика!

Потоси. Гора Серро-Рико-де-Потоси. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Потоси. Гора Серро-Рико-де-Потоси. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Дальше в Картахене к этому добавили золото, табак, а после этого суда взяли курс на Гавану. 22 августа 1622 года флот прибыл в столицу Кубы. Капитаны очень сильно торопились, поскольку приближался сезон ураганов в этих широтах. Однако несколько дней ушло на то, чтобы загрузить суда медью, которая была необходима для отлива пушек в Испании. В итоге, суда покинули Гавану лишь 4 сентября. Маршрут был достаточно традиционным - достигнуть Флоридского пролива, чтобы дальше продолжить поход в "сопровождении" Гольфстрима. От Гаваны до архипелага Флорида-Кис, которого и стремились достичь суда, всего-то 200 км.

Гавана - Флорида-Кис. Google.Карты
Гавана - Флорида-Кис. Google.Карты

Если я правильно понял, то в наши дни островки архипелага соединены мостами. Выглядит это примерно вот так:

Флорида-Кис. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Флорида-Кис. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Однако к утру 5 сентября 1622 года погода окончательно испортилась. Шторм в проливе вот-вот грозил перерасти в настоящий ураган. Ветром корабли понесло на север, где они разбились о рифы и затонули. Часть экипажа смогла спастись вплавь - несмотря на ураган температура воды была достаточно комфортной.

Суда затонули на относительном мелководье. А их груз оценивался в баснословные суммы. Поиски сокровищ начались сразу же в сентябре 1622 года. Суда были обнаружены быстро, но тут на беду налетел еще один ураган. Плюс дно в этом месте было песчаным и очень нестабильным - предметы на дне быстро заносило песком. Первые крупные находки были сделаны лишь в 1626 году с помощью бронзового колокола - специального водолазного приспособления. В течение нескольких десятков лет шел подъем ценностей. А затем о судах забыли на 330 лет. Лишь в 70-е гг. ХХ века начали новые поиски. Руководил ими Мел Фишер, благодаря которому было поднято несколько тысяч предметов. Но львиную долю обнаружили уже в XXI веке. Сегодня они хранятся в музее в Ки-Уэст - городке на одном из островов архипелага на его самой западной оконечности.

Музей Мела Фишера, Ки-Уэст. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Музей Мела Фишера, Ки-Уэст. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот местоположения музея, в котором и содержится большая часть ценностей с затонувших галионов.

Расположение Музея Мела Фишера. Google.Карты
Расположение Музея Мела Фишера. Google.Карты

Ну а поиски сокровищ идут на расстоянии около 60 км вдоль всего архипелага. Причем большая часть сокровищ еще ждет где-то на дне пролива.

Спасибо, что читаете мой канал. Подпишитесь, пожалуйста, чтобы не пропустить новые публикации. Спасибо за ваши реакции на публикации. До скорой встречи!