Найти в Дзене
LoFeld World

Китайские летописи о тангутах

Отрывок из 83-го свитка «История тангутов» летописи династии Тан «Книга династии Суй» под редакцией Вей Чжен (580 г.-643 г.): 

«Тангуты. 

Тангуты это народность цян, которые являются потомками мяо. Они делятся на народ данчан, народ белых волков, и все они считают себя потомками обезьяны. 

Их земли граничат на востоке с Линтао и Сипином, на западе с Еху, протяжённостью в тысячи ли к северу и к югу, расположены в долине. Каждый род является отдельным племенем, в крупных племенах более пяти тысяч всадников, в небольших более тысячи всадников. 

Живут в домах, сотканных из волос хвоста яка и шерсти горного барана. Одеваются в грубые ткани и войлок, считая это наилучшим украшением. Почитают военную силу, не имеют законов, все занимаются своими делами, а собираются вместе перед боем. У них нет военной службы и налогов и они редко сообщаются между собой. 

Разводят и употребляют в пищу яков, баранов, свиней, а земледелие им неизвестно. Среди них распространены непристойные обычаи и кровосмешение, более чем у других чужеземцев. 

У них нет письменности, а исчисляют годы по растениям. Три раза в год собираются, режут быков и баранов для жертвы Небу. 

Смерть людей старше 80 лет у тангутов считается хорошей кончиной и не оплакивается, а смерть молодых людей они считают большой бедой и вместе горько рыдают. 

Из музыкальных инструментов у них есть пипа, горизонтальная флейта, а из ударных инструментов барабан фоу. 

Во времена между династиями Северный Вей и Северный Чжоу тангуты многократно нарушали границу. Во время правления императора Гао-узу в центральных равнинах происходило множество политических изменений, поэтому тангуты совершали обширные набеги. 

Полководцы Цзян Гун и Лян Жуй после подавления восстания Ван Цзянь просили мобилизовать армию для усмирения тангутов, но император Гао-цзу им это запретил. 

К четвёртому году правления императора Гао-цзу натурализовались более тысячи тангутских семей. 

В пятый год правления императора Гао-цзу глава тангутов Туоба Нинцун вместе с другими тангутами повёл свои племена в Сюйчжоу (сейчас в провинции Гансу) и назначил полководцев с различным количеством подчиненных. 

В 16-м году правления императора Гао-узу он снова вторгся в Хуэйчжоу (сейчас в провинции Гансу). Император отдал указ усмирить и наказать противника. Армия Лунси прорвалась через ряды тангутов. Туоба Нинцун попросил принять своё поражение, признал себя слугой и подчинённым и отправил детей и младшего брата во дворец для извинений. Император Гао-цзу ответил им: «Вернитесь и передайте вашему отцу и брату, что человеку надо жить в установленном месте, чтобы заботиться о стариках и растить детей. А вдруг придти и внезапно убежать, разве это не постыдно!» 

После этого дань от тангутов не прекращалась».

Оригинал отрывка на китайском: 

唐朝魏徵編撰(580年-643年)《隋書·黨項傳》: 

「黨項 

黨項羌者,三苗之後也。其種有宕昌、白狼,皆自稱獼猴種。東接臨洮、西平, 西拒葉護,南北數千里,處山谷間。每姓別為部落,大者五千餘騎,小者千餘騎。 織氂牛尾及古歷毛以為屋。服裘褐,披氈,以為上飾。俗尚武力,無法令,各 為生業,在戰陣則相屯聚。無徭賦,不相往來。牧養氂牛、羊、豬以供食,不知稼 穡。其俗淫穢蒸報,於諸夷中最為甚。無文字,但候草木以記歲時。三年一聚會, 殺牛羊以祭天。人年八十以上死者,以為令終,親戚不哭,少而死者,則雲大枉, 共悲哭之。有琵琶、橫吹、擊缶為節。魏、周之際,數來擾邊。高祖為丞相時,中 原多故,因此大為寇掠。蔣公梁睿既平王謙,請因還師以討之,高祖不許。開皇四 年,有千餘家歸化。五年,拓拔寧叢等各率眾詣旭州內附,授大將軍,其部下各有 差。十六年,復寇會州,詔發隴西兵以討之,大破其眾。又相率請降,願為臣妾, 遣子弟入朝謝罪。高祖謂之曰:「還語爾父兄,人生須有定居,養老長幼。而乃乍 還乍走,不羞鄉里邪!」自是朝貢不絕。」