Найти тему

Павел БОЛЬШАКОВ: Александр Мишутин - главный режиссёр своей судьбы…

Совершенно случайно, по просьбе поэта Константина Скворцова, просматривал подшивки газеты «Комсомолец» 50-х и 60-х годов, где печатались стихи начинающих поэтов. И увидел в номере за 1967 год первый опус рабочего ЧЭМЗ А. Мишутина. К этому времени я знал только одного Мишутина по имени Александр Андреевич. Причём, знаком был по воле кинодраматурга Виктора Петрова в его лагере скаутов. Это было ровно сорок лет назад и через двадцать лет после первой публикации Мишутина в местной газете. Никак не мог соединить в себе поэтическую находку в «Комсольце» рабочего металлургического завода и рассказы театрального режиссёра о русской культуре в лагере скаутов. Неужели это один и тот же человек?
И вчера, 7 апреля, в нашей очень центральной библиотеке имени Александра Пушкина состоялась встреча с другим Александром – Мишутиным. Уже два десятка книг, уже член Союза писателей России, уже как режиссёр с профессиональными актёрами читает свою прозу и стихи, приглашает студентов-вокалистов института музыки им. Петра Чайковского спеть народные песни и романсы…
Я много лет бывал в этом почему-то Коралловом зале на поэтических вечерах. И такое обилие поклонников поэтического таланта нашего земляка я видел очень редко. А это значит, что у по-настоящему талантливых писателей всегда много друзей. Из наследия А. Мишутина:
«Любую жизнь, как блага принимаю
Презрев посты, приветствуя уста
Поющего и молодого мая
И девственность пречистого листа»

Все, кто вчера, в субботний вечер, слушал прозу (впервые так много и так талантливо прочитанную супругами Нагдасёвыми), стихи в исполнении автора и волшебные песни в исполнении а капельно вокального ансамбля из института им. Чайковского, никогда не забудут очарование профессиональной русской поэтической и песенной культуры. Цитата из жизни поэта:
«Мы такие – какие есть:
Корневая у нас система.
И не надо к нам душу лезть
И ронять там чужое семя».

Вчерашний праздник выстроен профессиональным театральным режиссёром: слово брали и друзья-педагоги, и издатели, и коллеги по писательскому цеху, и профессиональные актёры Камерного театра, и певцы. Были продуманны два отделения – прозы и стихов. И самые преданные друзья слушали до конца действа. Стихи как исповедь поэта:
«Не всем в пространстве простоты
Творить стихи, детей и хлеб насущный;
А это – воли и неволи пуще,
Да и повыше взгляда с высоты…»

И совсем уж трудно представить, что мы в состоянии быть главными режиссёрами своей судьбы. Подросток Саша решил, что в степях Кубани трудно взрастить и представить себя могучим дубом. Приехал в Челябинск в шестидесятые, когда уже кипели ударные комсомольские стройки и натружено дышали в будни и в выходные дни большие заводы, где рождались и ковались очень большие притязания к жизни. Нужно было всего-то по ночам писать, сочинять, выдумывать и… не бояться общественного суда над своими стихами, прозой и драматургией. Когда поэт начинает понимать разницу в словах «претензия» и «притязание», у него рождаются такие гениальные строки:
«Прожить себя, исполнить, победить,
И вновь поставить цель недостижимой:
Страстной неделей жизнь свою прожить,
Где дух и плоть, как суть, неразделимы».

И был институт культуры, и был театральный коллектив в доме культуры ЧТЗ, и была работа на телевидении, и были знакомства среди настоящих писателей и поэтов Челябинска. А потом жизненное испытание: в Челябинске приняли в Союз писателей России сразу, а Москва мурыжила аж семь лет. Вот когда испытываешь море сомнений, когда писать не хочется, а не писать ты уже не можешь: это стало твоей естественно потребностью, как дышать воздухом, как пить вино с друзьями, как влюбляться в «очей очарованье». Но талант на Руси рано или поздно настигают слова и слава лучшего в среде лучших: и был билет Союза сообщества профессионалов, и появился журнал «Графоман», где в качестве главного редактора можно поддержать талантливые всходы на ниве прозы и поэзии, не требуя наград и благодарностей. А на бумагу всё также каждый день тенью ложатся сомнения и тревожные мысли, рождаются строки надежды и слова поддержки заблудшим в мире литературы душам. И снова – Александр Мишутин:
«Ах, как хотела мама для сына
Навсегда беспечальной судьбы!
Будто это возможно в России,
Где – иль дыба, иль – на дыбы…

А пока нас в центральную библиотеку манят поэтические вечера. А нас вчера потчевали прозой, пусть даже неординарной. Читателей больше всех и всегда волнует встреча именно с Поэтом, которого мы уже тридцать лет ощущаем как новую звезду на дымном небосклоне Челябинска. Раньше громогласно или проникновенно лирично звучали Валентин Сорокин, Константин Скворцов, Вячеслав Богданов, Геннадий Суздалев. А вчера и автор этих строк, и старейшина литературного цеха Михаил Рудковский, и литератор Алексей Казаков так и не насытились стихами в исповедальном исполнении автора – Александра Мишутина:
«Твори! Страдай! Но волочи судьбу,
Где сволочьё насквозь материально.
Хвалу превозмогая и хулу
Умри и воскресай исповедально»

Эти строки так похожи на поэтическое завещание самому себе. А мы все, слушая Поэта, примеривали эти строки на себя. И расставались с поэтом весьма исповедально:
«И летит в сугроб Россия –
Отрезветь и поостыть,
Бормоча слова простые:
«Ты мя, господи, прости…»

Павел БОЛЬШАКОВ, друг с сорокалетним вредным стажем, фото автора

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10