В прошлой статье мы разобрали природу драматического треугольника, связав его с самооценкой силы и перспективности и выведя скрытую четвертую роль. Сегодня мы разберёмся, откуда эта модель взаимодействия взялась, и почему она служит основой для психологии отношений.
Жертва, агрессор, спасатель и умирающий.
Беспомощный, эгоцентричный, заботливый и обреченный.
Ребенок, подросток, родитель и старик.
Детеныш, молодая взрослая особь, нацеленная на потомство взрослая особь и особь, уходящая погибать в одиночестве.
Драматический квадрат проявляется в нашей жизни регулярно не только потому, что это может быть выгодно в индивидуальном смысле, но и потому, что в ходе эволюции такие роли были важны. А важны они были, потому что отражали неизменный цикл развития: путь от рождения до смерти.
Всё начинается с ребенка (стратегия жертвы). Он мал и зависим от общества, у него недостаточно сил, чтобы реализовать все свои потребности самостоятельно. Однако, у детёныша впереди ещё вся жизнь, а потому и перспектив развития достаточно много, и он пытается продемонстрировать это окружающим, не тратя слишком много сил. В первую очередь напоминать родителям о том, какой он хороший, и не давать другим взрослым себе навредить.
Затем, когда ребенок вырастает, он переходит в стадию молодого взрослого, который выживает и набирается сил. Он уже достаточно силён, чтобы реализовать свои интересы самостоятельно, но ещё молод и потому вкладывается в первую очередь в себя.
Когда сил уже достаточно и условия подходящие, взрослому нужно начать искать партнёра, а, в случае самцов, ещё и показать свою силу противоположному полу. Нужно не просто быть сильным, но и продемонстрировать готовность эту силу вкладывать, сначала в ухаживания, а затем в собственное потомство - стать родителем.
После того как дети уже рождены и обучены, а у родителя уже нет сил заводить новых, он продолжает своё существование, постепенно увядая, и, в конечном счёте, погибая. Так заканчивается арка жизни.
Однако, цикл жизни не закончен: родитель оставил потомство, новых детей, которые затем пройдут стадию молодого взрослого и сами станут родителями. Три стратегии из четырех вовлечены в цикл и потому их куда проще заметить: Карпман в своём треугольнике обозначил именно их.
Вряд ли он понимал, насколько глобальные архетипы он обнаружил, но это не умаляет заслуг модели, отражающей процессы, которым сотни миллионов лет. Элементы этих стратегий тесно связаны не только с воспитанием потомства, но и с ухаживанием, то есть с половым поведением. А разделение полов появилось ещё у одноклеточных существ, и драматический треугольник отражает саму полового размножения и заботы о потомстве, которые на порядки древнее всего человеческого вида.
В следующий раз мы рассмотрим подробнее саму суть агрессии и её связь с игровым поведением, а также природой контакта, поскольку на модели драматического треугольника она легко раскрывается.