Привет, друзья! Сегодня я поведаю вам историю о редком спортивном автомобиле, который точно не оставит никого равнодушным, и очень смелом человеке, благодаря которому он появился на свет. Читайте и делитесь впечатлениями в комментариях ↓
История самого знаменитого в мире производителя автомобилей изобилует увлекательными деталями, а неудержимое рвение Энцо Феррари к победе и умение очаровывать сильных мира сего привели к тому, что немногие Ferrari пятидесятых и шестидесятых годов оказывались одинаковыми. Был и другой фактор: район вокруг Модены изобиловал кузовщиками, ремесленниками и всевозможными ателье, которые день за днём творили чудеса со сталью, алюминием и всем, что попадалось под руку.
А ещё был Том Мид, калифорнийский эмигрант и прото-хиппи, чей роман с Ferrari начался после того, как он заметил родстер 500 TRC в одном из гаражей Лос-Анджелеса. Когда владелец рассказал ему, что это и откуда взялось, он тотчас же поклялся отправиться туда. Сказать легче, чем сделать. Имея при себе всего 50 долларов, он проехал почти 3,5 тысячи километров автостопом из Калифорнии в Новый Орлеан, где уговорил команду норвежского грузового судна взять его на работу посыльным. Тридцать пять дней спустя Мид прибыл в Ставангер (город на юго-западе Норвегии), добрался до Англии, купил там мотоцикл и отправился в путешествие по Европе со своим другом.
Они шесть месяцев ночевали на крыше отеля на Майорке, прежде чем Мид смог, наконец, добраться до Италии. Он на несколько месяцев поселился в Риме, где, среди прочего, его представили кинопродюсеру Дино Де Лаурентису, и он сыграл второстепенную роль в фильме 1961 года «Лучший из врагов» с Дэвидом Нивеном. В конце концов, его направили в Модену, и он помчался туда на Веспе (мотороллере концерна Piaggio, чьё название переводится с итальянского, как «оса» или «шершень»).
Добравшись до завода Maserati в нерабочее время, Мид уговорил сотрудников впустить его и наткнулся на спортивного директора Гуэрино Берточчи, который устроил ему небольшую экскурсию. Заприметив там старый и заброшенный гоночный Maserati, Мид каким-то образом убедил Берточчи продать его себе любимому за 400 долларов. Впоследствии оказалось, что это был 350S, на котором бывший пилот формульной команды «Серебряные стрелы» (и будущий чемпион Ле-Мана) Ханс Херрман участвовал в гонках Mille Miglia в 1957 году. Позже автомобиль оснастили двигателем V12, и он успел принять участие ещё в нескольких известных соревнованиях. Бесценная по сегодняшним меркам история происходения, которая не имела особенного значения в 1961 году. Местный фермер разрешил Миду хранить машину в хозяйственной постройке. Позже в ходе её реконструкции Том познакомился с другом Берточчи, кузовщиком Лучано Боначини. Какое-то время наш герой спал на полу в их мастерской, а затем переселился в сарай рядом с машиной.
Кузов автомобиля, спасением которого занимался Том, находился в плачевном состоянии, поэтому Берточчи представил энтузиаста моденскому специалисту Медардо Фантуцци — художнику, ответственному за легендарные модели вроде Maserati A6 GCS, Ferrari 250 Testa Rossa и, конечно, многострадальный спорткар Мида. Фантуцци полюбил харизматичного молодого американца и фактически сделал его своим учеником. «Это было приключением. Никто не думал о зарабатывании денег, разве только на еду и оплату аренды. Машины, машины, машины и к чёрту все остальное» — рассуждал позднее Мид.
Он начал покупать и продавать итальянскую экзотику в интересах богатых американских знакомых и, как говорят, владел двумя 250 GTO, когда они были просто очередными старыми спортивными автомобилями, наряду с множеством других Ferrari того времени. Он также помог спроектировать и построить прекрасный 250 Nembo Spyder для компании Neri & Bonacini. Сам Энцо Феррари встретился с Мидом на автодроме в Модене и вручил ему королевскую печать одобрения.
К концу шестидесятых у него накопилось достаточно двигателей, элементов подвески и налички, чтобы начать работу над идеями из своей головы. Получившиеся в результате автомобили — Thomassima I, II, III и IV (в названии марки скрывается фраза «максимум от Томаса») — это редкие Ferrari даже по меркам того времени. В первом и наиболее плохо задокументированном экземпляре использовалось шасси Ferrari 250 GT, но, судя по всему, машина пропала вместе с бесчисленным количеством других художественных и литературных сокровищ, когда река Арно затопила Флоренцию в ноябре 1966 года. Thomassima II была вдохновлена Ferrari 330 P3/4, выигравшей гонку «24 часа Дайтоны» в 1967 году, и заимствовала стилистические решения у американских маслкаров, чтобы усилить деликатный облик оригинала. Оттачивая форму будущего автомобиля, Мид с командой работавших сверхурочно инженеров Maserati и Ferrari использовали корабельную фанеру. Под ней пряталась трубчатая пространственная рама, а сзади устанавливался 3-литровый двигатель Ferrari V12, позаимствованный у 250 GT.
Третий автомобиль Мида, Thomassima III — тот, что вы видите на фотографиях — полноразмерный Hot Wheels с крыльями чайки, оснащённый фирменным 12-цилиндровым мотором и выхлопной системой, похожей на спагетти. Он дебютировал на автошоу в Турине в 1969 году и вызвал такую сенсацию, что попал на обложку журнала Road & Track и побудил редакцию безжалостного общественно-политического телешоу «60 минут» отправить в Модену съёмочную группу, чтобы снять ролик о его создателе.
«Были времена, когда он имел кучу денег, и времена, когда он был на мели. Но что бы ни происходило, оставались некоторые автомобили, двигатели и комплектующие, с которыми он никогда не расставался», — вспоминает его сын. Мид страстно любил путешествовать, а потому провёл следующие 20 лет в Таиланде и на Бали, где жил всего на 1-2 доллара в день. В 1993 году ему пришлось вернуться в Калифорнию, чтобы заботиться о своей больной матери. Там он постепенно начал работать над новым проектом с кузовом из углеродного волокна — с V12 от Ferrari Nineties 333 SP для гонок на выносливость, — а в 2013 году скончался в возрасте 74 лет. Это был человек, который оставил после себя уникальное автомобильное наследие.
Источники: Jason Barlow / Matt Howell / Top Gear Magazine