Ему не дадут Нобелевскую премию мира, как главному редактору признанной иноагентом «Новой газеты» Дмитрию Муратову.
Документальный фильм о нём, если даже и снимут, «Оскара» не получит, в отличие от фильма про Алексея Навального, основателя признанного экстремистской организацией «Фонда борьбы с коррупцией».
Они сражаются с российским государством-Левиафаном и его приспешниками, а он-то кто?
Они – пример для подражания молодёжи, конечно, в том случае, когда разрушать собираются не западную демократию, а «путинскую диктатуру», а он-то кто?
Кто он, этот бородатый монах, из какого средневековья? – удивляются западные журналисты. Один из вражеских «кротов» в рясах, - говорят о нём в Службе безопасности Украины. Его боятся и ненавидят, ненавидят и боятся в правящих кругах Киева. На него возлагают надежды сотни тысяч украинских православных.
Настоятель Киево-Печерской лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (в миру – Пётр Лебедь). Родился 19 апреля 1961 года в украинском селе Борбин, Млиновского района, Ровенской области.
Начало биографии, как у миллионов советских людей. Школа, техникум, армия. А потом поворот в ту сторону, о которой в прежние времена передовой молодёжи даже думать не стоило – в Церковь. Но жизнь менялась – в год празднования тысячелетия крещения Руси Генсек Горбачёв произносит слова, немыслимые в устах правоверного коммунизма: «наша православная церковь». За словами последовали дела: монахам Киево-Печерской вернули сначала Дальние, а потом и Ближние пещеры.
В эти же годы будущий владыка учится в Московской духовной семинарии. Рукоположен в сан диакона, а потом и священника. Первый приход отца Петра – церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Низкиничи. Храм сильно пострадал в годы большевистских гонений. Сейчас здесь мужской монастырь, который хотят захватить раскольники из Православной церкви Украины.
В 1989 году отец Пётр принял монашеский постриг и наречён в честь святого первоверховного апостола Павла. В тридцать один год возведён в сан архимандрита, в тридцать три - назначен наместником Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. В тридцать шесть лет рукоположен в сан епископа Вышгородского, викария митрополита Киевского и всея Украины.
Продвижение владыки Павла по ступеням церковной иерархии можно назвать стремительным. Он становится архиепископом Вышгородским и Чернобыльским, а затем и митрополитом. В 2012 году на время болезни митрополита Киевского и всея Украины Владимира, управлял епархией.
Владыка Павел не раз говорил, что Игумения и Хозяйка в лавре - Пресвятая Богородица.
На Её заступничество уповает вся братия. От кого ещё ждать поддержки и защиты? В марте 2023-го Министерство культуры Украины решило расторгнуть бессрочную аренду Украинской православной Церковью музейных объектов и потребовало от монахов покинуть обитель. Никто из украинских политиков не вступился за лавру.
Митрополит Павел записал видеообращение к Зеленскому:
«Господин президент! Говорю вам и вашей своре, что наши слезы не упадут на землю, они упадут вам на голову. Вы думаете, что, войдя во власть на наших спинах, вы можете так поступать? Господь не простит ни вам, ни вашей семье!»
Украинские средства массовой информации тут же начали вспоминать все обвинения, которые выдвигались против настоятеля Киево-Печерской лавры. Владыку представляют человеком алчным, честолюбивым и грубым, вспоминают, как он назвал по-русски навязчивую журналистку, как поссорился с реставраторами.
Допускаю, что характер у митрополита Павла может быть тяжёлым, что есть люди, носящие на него обиду. Но почему подконтрольные Киеву СМИ взялись обличать именно того православного иерарха, который не признаёт поддерживаемых властью раскольников и препятствует любым попыткам отобрать у православных одну из главных святынь – Киево-Печерскую лавру?
Представьте, что в ваш дом приходит толпа «чёрных риэлторов», которые пытаются вас выгнать, а на ваше место вселить каких-то мутных людишек. И происходит это не раз и не два. Было, как минимум, шесть попыток захватить Киево-Печерскую лавру. Сюда приходили активисты запрещённой в России радикальной партии УНА-УНСО, националисты во главе с депутатом Верховной Рады, так называемая «самооборона майдана» и просто «качки» в балаклавах.
У монастырских стен начали устраивать настоящие беснования.
Эти кадры вызывают ужас – бесенята разного возраста веселятся, строят рожи, приплясывают, окружив стоящую на коленях девушку, которая молится и ограждает крестом обитель. Всё это напоминает когда-то очень известную, а нынче подзабытую сказку Василия Шукшина «До третьих петухов» о том, как Иван-дурак за справкой ходил, что он умный. Как там у Шукшина: «окаянная музыка, чертячий пляс». Иван идёт к Мудрецу за справкой и видит монастырь, в который пытаются войти черти и установить там свой устав. Для начала иконы закрасить, а вместо святых угодников нарисовать похабные чёртовы морды.
Сказка не длинная, выстраданная, горькая, изначально названная совсем по-другому – «Ванька, смотри!» Чьи это слова? Русского богатыря Ильи Муромца, соседа Ивана по книжной полке в библиотеке. Того Ильи-Илии, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры, и реальные украинские бесы, того гляди, обойдутся с ними так же, как сказочные черти с иконами.
Илья Муромец из шукшинской сказки обещает Ивану: «Я буду про тебя думать. Где тебя пристигнет беда… Где тебя задумают погубить, я крикну: Ванька, смотри!» Сколько раз нам прокричали эти слова прямо в уши? А мы то ли делали вид, что не слышим, то ли и вправду подоглохли. Вот теперь бы самое время погнать, да подальше всю эту сволочь, что поганит наши святыни. Не поддаваясь на уловки, не веря в разговоры о перемирии.
«Ванька, смотри!»