Что получается, если мы соберем в некую сумму все, что получилось?
Что боль у нас заводится сама, и это неизбежно, а радость — все сложнее высекается «сама» из простого факта бытия. При этом сама по себе боль является обязательным двигателем развития, что подразумевает наши… усилия, как бы кому это ни казалось несправедливым.
Но штука в том, что материя крайне инертна, и в общем-то, многие уже поняли: еж — птица гордая, не пнешь — не полетит. Голод побуждает животное искать пищу, и в общем-то все инстинкты у животных построены на том, что запуском программы является дискомфорт, который можно разрешить, удовлетворяя возникающие потребности. А дальше неизбежные усилия и самое желанное для вселенной — движение и развитие.
Человек в этом смысле в большей степени движим своим сознанием. И если у животного в силу наличия инстинктов, нет выбора и даже нет никакой рефлексии на тему «почему все так несправедливо устроено», то с человеком тут сложнее. Он порой не хочет взрослеть. Из чего вытекает то, что и было описано в предыдущих частях: чтобы не взрослеть, он начинает играть со вселенной в детские игры — делать вид, что «его здесь не было» (и никакой радости он не чувствовал), требовать волшебства (отношения к себе как к младенцу), впадать в зависимости (чтобы кто-то заменил маму), создавать вокруг страданий ценность (чтобы не прикладывать усилий к другим местам, где эту реальную самоценность можно добыть) и т. д.
Но у человека тоже есть программа, только не как у животных, выбора не оставляющая, пнули — полетел, куда денешься? У человека есть высшая программа — развивать сознание и делать выбор. Сознание без выбора не развивается, однако, пинок не такой однозначный.
Поэтому и длинное множество жизней у души, потому что то, что можно было бы назвать зрелостью сознания — в одну жизнь явно не укладываются, и люди не зря шутят, что порой возраст приходит один. Но какая бы ни была эта витеватая и длинная лестница в принципе, все равно существуют вполне ясные шансы на определенный шаг к взрослению в рамках одной жизни. Лестница, в конце концов, состоит из ступенек, каждая из которых может быть более или менее успешной в плане взросления, но что интересно — чем больше усилий к взрослению делает человек и его душа в одной конкретной жизни, тем эта жизнь имеет шансы быть счастливей.
И этот механизм тоже имеет вполне конкретные ориентиры: чем меньше вы тратите энергии на всякие игрища и попытки получить что-то на халяву, тем меньше вы застреваете в боли. Это как с принятием реальности: пока мы в серьезных иллюзиях, у нас фактически ничего не получается в жизни. Как только мы начинаем взаимодействовать с реальностью (как мира, так и собственного устройства), у нас получается намного больше, а значит — больше энергии, больше веры в самого себя, больше ощущения того, что жизнь более управляема, и больше пресловутой радости.
И еще важная вещь, о которой я не раз писал, но все же. Сама по себе боль — только 10, может быть 20% от того, что мы обычно чувствуем в плане какой-то жизненной ситуации. А остальные примерно 80% - это наше отношение. Даже в вопросах физической боли, где казалось бы, «объективно» - и тут неправда. Я не раз именно в процессе лечения обнаруживал эту закономерность, когда работая на снижение болевого синдрома сначала работал только физику, и если не очень помогало — включал тут же работу с психикой человека. Боль уходила намного быстрее, реально. Не говоря уж о тех ситуациях, где боль — чисто психическая. Такая чаще и связана со всеми этими нереалистичными ожиданиями, которые возникают из нежелания взрослеть и из неприятия того, что для получения радости и счастья нужны усилия.
И в общем-то даже при изначально жестком, казалось бы, императиве - «боль заводится сама и никуда не денешься», тем не менее, вы сами во многом регулируете ее количество, как и количество радости.
Вот только в начале этого пути всегда есть один и тот же важный шаг: взять за это ответственность на себя.
Автор: Антон Несвитский
Оригинал и обсуждение: https://t.me/glubina_space/164