Найти тему
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

А и Б

В детсадовском чатике родители решали, что подарить детям на выпускной. Первый вариант всегда - книга. Энциклопедия какая-нибудь. С картинками, яркая. Подарок и интересный, и полезный. По мнению родителей. 

Я в прошлом году в этом месте спорила. Говорила: "Ребят, а вот в вашей жизни такое было, что вы пришли в детский магазин, а ребёнок вместо игрушки попросил книгу?"

Нет, говорят. Не было. 

- Ну так а зачем мы дарим то, что гарантированно не вызовет их восторга? - это моя реплика.

- Но это они не видели ту энциклопедию. Там такие классные картинки. 

Я, кстати, верю, что энциклопедия невероятная, яркая, и иллюстрации там прекрасные. Что никак не отменяет того факта, что визжащих от восторга детей на вручении энциклопедий не будет.

Но второй вариант был ещё хуже, на мой предвзятый взгляд - набор первоклассника (тетради, ручки, картон), типа дети наши такие: "Ух ты, тетради! А ручки какие! Шариковые! Надо же!", и я шутила, что раз уж мы хотим что-то полезное, давайте сразу пельмени, но юмор мой никто не оценил, и сама я голосовала в итоге за энциклопедию, чтобы не усугублять.

Меня тогда двумя аргументами вынесли за скобки обсуждения.

Первый:

- Мы поставим на энциклопедиях автограф воспитателей (ну тут согласна, тут сразу у энциклопедии дополнительная ценность)

- Фигею, когда писатель отговаривает от книжек.

Ну, что сказать. Принимается. Я не отговариваю. Просто не прячу голову в песок и не отрицаю в реальность.

Современные дети не выбирают книги. Нравится мне этот факт или не нравится.

В статьях на этот счет обычно написано, что дети не выбирают книг в семьях, где родители их не выбирают. Типа, странно, уткнувшись в телефон и соцсети, орать ребенку: "Почитай! Почитай книгу!".

Но мои дети часто видели меня с книгой. Я просто обожаю читать. Но это не сработало. 

Вот вам ещё забавная зарисовка. Мы ходим к нейропсихологу в развивающий центр для детей, он называется "Аист". Там за успехи детей платят "золотаисты". Это такая валюта местная. Если ребенок занимался хорошо, ему дарят этот "золотаист", а иногда и два. А при входе в центр стоит стенд со всякими игрушками, которые оценены в золотаистах. Вот лошадка - 12 золотаистов, вот смешная мочалочка-цветочек - 8 золотаистов, в вот игрушка - динозаврик - 20 золотаистов.

Катюша занимается хорошо, мы уже много что "купили". Сейчас на червяка какого-то копим, игрушечного.

Так вот. Там вторая полка - полка с книгами. Книги шикарные, необычные, с какими-то прибамбасами на каждой страничке, книги-игрушки, такие-сякие, и стоят совсем недорого - по 4-5 аистов. То есть на такую книгу можно заработать за пару занятий.

Вчера мы заработали на лошадку, и пока "выкупали" её, я спросила у сотрудника "Аиста":

- А часто дети покупают книги?

И мне ответили:

- Честно? Никогда. Ни одной.

Да уж. Честно.

Можно сколько угодно сопротивляться этой мысли. Можно злиться. Можно впадать в отчаяние (это я свой путь внутренних переживаний описываю), но это не поможет.

Я так-то очень заинтересована в том, чтобы дети любили читать книги. Они вырастут - и будут читать мои книги. А пока всё идет к тому, что нет. Не будут. И эта новая реальность, которую я учусь жить, а не отрицать.

Самые частые советы в статьях на тему "Ребенок не любит читать, что делать?" такие: читайте вместе, покупайте то, что выберет он, напишите книгу о ребенке - я всё сделала. 

Не работает.

Что по этому поводу следует делать? 

Да понятия не имею.

Любить. 

Вникать в их новые, непонятные нам, книжным червям, интересы.

Помню, как известный педагог сказал: "Вот вы детей своих любите, злитесь, что они не читают Тютчева, а играют в игры. А кто из вас, хорошие мамочки, знает, как хотя бы называется игры, в которые они играют?"

И я поняла, что... знаю, как называется игра, в которую играет сын, но правил не знаю.

А еще мне , как писателю, как-то подарили в рамочке "Декларацию читателя" Даниэля Пеннака, и в ней - 10 воистину прекрасных правил.

Вот таких.

"У каждого есть:

1. Право не читать книгу.

2 .Право не дочитывать книгу.

3. Право перечитывать книгу.

4. Право перескакивать через страницы, если не интересно (вспоминайте, как читали "Войну и мир" - я вот только любовные линии читала)

5. Право читать, что попало.

6. Право читать, где попало.

7. Право на "боваризм" (это термин возник из романа Флобера "Госпожа Бовари" - фантазировать, воображать, недолго жить в придуманном мире).

8. Право занырнуть и вынырнуть: взять книгу с полки, раскрыть на любой странице, почитать и закрыть (ибо больше времени на чтение нет).

9. Право читать вслух.

10.Право молчать о прочитанном.

Да и еще раз да.

Ничего не хочу сказать этим текстом. Я совсем не чувствую будущего, не понимаю, каким оно будет, и боюсь его, именно из-за непредсказуемости. Нет у меня с ним контакта.

Но я люблю детей и сделаю все, чтобы помочь им справиться с этим будущим.

Если для этого нужно купить энциклопедию, я куплю. Если продать - я продам.

Будущее для меня - загадка.

Вчера с Катей гадали загадки, кстати.

Обожаю креативный детский подход к отгадкам, всегда в нем вижу дополнительные смыслы. 

Например, загадку про "А И Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, что осталось на трубе?", Катя отгадала фразой: "Куда могло пропасть "Б" с трубы? Я не понимаю. Вы в трубе смотрели?". Дочь очень системная девчонка, ей всё надо по полочкам.

А на загадку: "Самый первый входит в дом, дружит он с любым замком" вместо отгадки "ключ" Катя выдала с лёгким возмущением: "Ты же говорила, что домовых не существует!".

 Загадку "Тебе дано, а все им пользуются" мы традиционно отгадываем вместо "Имя" - "Телефон". 

Но вишенкой на торте стала загадка "Себя он раскрывает, тебя он закрывает". Ответ - "зонт". Катин ответ, как по мне более точный: "Жир".

Я тааааак хохотала. А потом чуток грустила.

Вот. А главная загадка: "Кать, что будет в будущем?", дочь мудро ответила: "Что будет - увидим и разберёмся".

А, ну ок. Разберёмся.

Отличный план)

Дочь
Дочь