В детсадовском чатике родители решали, что подарить детям на выпускной. Первый вариант всегда - книга. Энциклопедия какая-нибудь. С картинками, яркая. Подарок и интересный, и полезный. По мнению родителей.
Я в прошлом году в этом месте спорила. Говорила: "Ребят, а вот в вашей жизни такое было, что вы пришли в детский магазин, а ребёнок вместо игрушки попросил книгу?"
Нет, говорят. Не было.
- Ну так а зачем мы дарим то, что гарантированно не вызовет их восторга? - это моя реплика.
- Но это они не видели ту энциклопедию. Там такие классные картинки.
Я, кстати, верю, что энциклопедия невероятная, яркая, и иллюстрации там прекрасные. Что никак не отменяет того факта, что визжащих от восторга детей на вручении энциклопедий не будет.
Но второй вариант был ещё хуже, на мой предвзятый взгляд - набор первоклассника (тетради, ручки, картон), типа дети наши такие: "Ух ты, тетради! А ручки какие! Шариковые! Надо же!", и я шутила, что раз уж мы хотим что-то полезное, давайте сразу пельмени, но юмор мой никто не оценил, и сама я голосовала в итоге за энциклопедию, чтобы не усугублять.
Меня тогда двумя аргументами вынесли за скобки обсуждения.
Первый:
- Мы поставим на энциклопедиях автограф воспитателей (ну тут согласна, тут сразу у энциклопедии дополнительная ценность)
- Фигею, когда писатель отговаривает от книжек.
Ну, что сказать. Принимается. Я не отговариваю. Просто не прячу голову в песок и не отрицаю в реальность.
Современные дети не выбирают книги. Нравится мне этот факт или не нравится.
В статьях на этот счет обычно написано, что дети не выбирают книг в семьях, где родители их не выбирают. Типа, странно, уткнувшись в телефон и соцсети, орать ребенку: "Почитай! Почитай книгу!".
Но мои дети часто видели меня с книгой. Я просто обожаю читать. Но это не сработало.
Вот вам ещё забавная зарисовка. Мы ходим к нейропсихологу в развивающий центр для детей, он называется "Аист". Там за успехи детей платят "золотаисты". Это такая валюта местная. Если ребенок занимался хорошо, ему дарят этот "золотаист", а иногда и два. А при входе в центр стоит стенд со всякими игрушками, которые оценены в золотаистах. Вот лошадка - 12 золотаистов, вот смешная мочалочка-цветочек - 8 золотаистов, в вот игрушка - динозаврик - 20 золотаистов.
Катюша занимается хорошо, мы уже много что "купили". Сейчас на червяка какого-то копим, игрушечного.
Так вот. Там вторая полка - полка с книгами. Книги шикарные, необычные, с какими-то прибамбасами на каждой страничке, книги-игрушки, такие-сякие, и стоят совсем недорого - по 4-5 аистов. То есть на такую книгу можно заработать за пару занятий.
Вчера мы заработали на лошадку, и пока "выкупали" её, я спросила у сотрудника "Аиста":
- А часто дети покупают книги?
И мне ответили:
- Честно? Никогда. Ни одной.
Да уж. Честно.
Можно сколько угодно сопротивляться этой мысли. Можно злиться. Можно впадать в отчаяние (это я свой путь внутренних переживаний описываю), но это не поможет.
Я так-то очень заинтересована в том, чтобы дети любили читать книги. Они вырастут - и будут читать мои книги. А пока всё идет к тому, что нет. Не будут. И эта новая реальность, которую я учусь жить, а не отрицать.
Самые частые советы в статьях на тему "Ребенок не любит читать, что делать?" такие: читайте вместе, покупайте то, что выберет он, напишите книгу о ребенке - я всё сделала.
Не работает.
Что по этому поводу следует делать?
Да понятия не имею.
Любить.
Вникать в их новые, непонятные нам, книжным червям, интересы.
Помню, как известный педагог сказал: "Вот вы детей своих любите, злитесь, что они не читают Тютчева, а играют в игры. А кто из вас, хорошие мамочки, знает, как хотя бы называется игры, в которые они играют?"
И я поняла, что... знаю, как называется игра, в которую играет сын, но правил не знаю.
А еще мне , как писателю, как-то подарили в рамочке "Декларацию читателя" Даниэля Пеннака, и в ней - 10 воистину прекрасных правил.
Вот таких.
"У каждого есть:
1. Право не читать книгу.
2 .Право не дочитывать книгу.
3. Право перечитывать книгу.
4. Право перескакивать через страницы, если не интересно (вспоминайте, как читали "Войну и мир" - я вот только любовные линии читала)
5. Право читать, что попало.
6. Право читать, где попало.
7. Право на "боваризм" (это термин возник из романа Флобера "Госпожа Бовари" - фантазировать, воображать, недолго жить в придуманном мире).
8. Право занырнуть и вынырнуть: взять книгу с полки, раскрыть на любой странице, почитать и закрыть (ибо больше времени на чтение нет).
9. Право читать вслух.
10.Право молчать о прочитанном.
Да и еще раз да.
Ничего не хочу сказать этим текстом. Я совсем не чувствую будущего, не понимаю, каким оно будет, и боюсь его, именно из-за непредсказуемости. Нет у меня с ним контакта.
Но я люблю детей и сделаю все, чтобы помочь им справиться с этим будущим.
Если для этого нужно купить энциклопедию, я куплю. Если продать - я продам.
Будущее для меня - загадка.
Вчера с Катей гадали загадки, кстати.
Обожаю креативный детский подход к отгадкам, всегда в нем вижу дополнительные смыслы.
Например, загадку про "А И Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, что осталось на трубе?", Катя отгадала фразой: "Куда могло пропасть "Б" с трубы? Я не понимаю. Вы в трубе смотрели?". Дочь очень системная девчонка, ей всё надо по полочкам.
А на загадку: "Самый первый входит в дом, дружит он с любым замком" вместо отгадки "ключ" Катя выдала с лёгким возмущением: "Ты же говорила, что домовых не существует!".
Загадку "Тебе дано, а все им пользуются" мы традиционно отгадываем вместо "Имя" - "Телефон".
Но вишенкой на торте стала загадка "Себя он раскрывает, тебя он закрывает". Ответ - "зонт". Катин ответ, как по мне более точный: "Жир".
Я тааааак хохотала. А потом чуток грустила.
Вот. А главная загадка: "Кать, что будет в будущем?", дочь мудро ответила: "Что будет - увидим и разберёмся".
А, ну ок. Разберёмся.
Отличный план)