С одной стороны, это ещё не так много, а с другой стороны прилично, так как именно через наращивание госрасходов за счёт наращивания госдолга Китай последние годы и стимулирует свою экономику.
Как пишут, новая оценка государственного долга Китая, который, по данным Goldman Sachs, теперь превышает размер его экономики, что снова привлекает серьёзное внимание к проблеме долга, которая была отодвинута на второй план пандемией и спадом на рынке недвижимости Китая.
Аналитики Goldman подсчитали, что, если использовать широкое определение, которое включает в себя официальные государственные заимствования и долг, созданный так называемыми органами финансирования местных органов власти и государственными банками для финансирования инфраструктурных проектов, государственное бремя Китая выросло в 10 раз за 10 лет. По их словам, в прошлом году он достиг 156 трлн. юаней (23 трлн. долларов) или 126% ВВП.
Среди китайских экономистов дискуссия о долгах становится все ожесточеннее. Но в рамках этого дискурса есть определенные точки пересечения мнений.
Во-первых, быстрое сокращение уровня долга было бы неразумным. Во-вторых, государственный долг, измеряемый по отношению к активам, имеет большее значение, чем отношение долга к ВВП. А это означает, что существует острая необходимость стабилизировать цены на жилье, ключевой актив в стране, и направить инвестиции в деятельность с более высокой финансовой отдачей.
По данным МВФ, государственный долг является крупнейшей частью общего долга Китая, который в прошлом году вырос до 284% ВВП [с учётом долгов корпораций и долгов домохозяйств]. Быстрее всего заимствование росло на уровне местных органов власти, и таким образом компании, которые создаются местными органами власти для привлечения денег, в настоящее время вызывают наибольшую озабоченность из-за возможности объявлений ими дефолтов. В этом же ряду находятся частные корпорации, работающие на рынке недвижимости Китая.
В 2017 году при бывшем министре экономики Китая Лю Хэ лозунгом стало «сокращение доли заемных средств», что на практике означало замедление роста кредитования для стабилизации отношения долга к ВВП. По понятным причинам от него отказались в первые годы пандемии. Лю недавно сменили, и позиция его преемника Хэ Лифэна пока не очень ясна.
Чжао Яньцин, бывший правительственный чиновник и экономист из Сямэньского университета, в феврале накалил обстановку, назвав сокращение долговой нагрузки «реальной и неминуемой опасностью» для экономики Китая — даже большей, чем санкции Вашингтона в отношении полупроводников или проблемы с цепочками поставок.
Чжао выделил проблему «дефляции долга», когда попытки погасить долг вызывают сокращение экономического спроса и, следовательно, выпуска.
Эту проблему можно описать с помощью рынка недвижимости Китая, где домохозяйства воспользовались сбережениями, накопленными во время пандемии, для погашения своего ипотечного долга. Это снизило их финансовые обязательства, но привело к уменьшению денежных средств, потраченных на потребительские товары и услуги, что привело к снижению общего спроса в экономике.
По мнению Чжао, внутренний спрос не восстановится, если долг не будет расти.
По его словам, нынешний год:
«...вероятно, будет последним шансом избежать этого кризиса. Если вы хоть немного помедлите, достижения реформ и открытости Китая будут уничтожены в одночасье».
По мнению Чжао, использование недвижимости в качестве залога по кредиту является ключевым механизмом выпуска долговых обязательств. Слабый спрос на жилье и избыточное предложение жилья могут привести к снижению цен на жилье, поставив под угрозу балансы корпораций и, следовательно, их способность брать кредиты.
Чжао утверждает, что главным приоритетом политики в сфере недвижимости является повышение спроса и сокращение предложения для стабилизации цен.
Среди его предложений: трехлетний мораторий на погашение долга для проблемных заемщиков и запрет на досрочное погашение долга заемщиками, чтобы активы банков не сокращались. Он также призывает провести национальную кампанию по поиску инвестиционных проектов, которые могут принести прибыль.
Чжао Цзянь, экономист из China Economists 50 Forum, основанного Лю Хэ, приводит аналогичный аргумент о важности обеспечения долга ценными активами.
Местные органы власти в течение многих лет были не в состоянии погасить займы денежными потоками от основных инвестиций. Долги местных властей, которые они накопили, подобен «опиуму», и национальное правительство может покрыть местные обязательства, но это чревато чрезмерной инфляцией.
Между тем, Пэн Бо, экономист, связанный с министерством торговли Китая, утверждает, что Пекину не нужно паниковать по поводу долга, который, по его словам, является не опиумом, а «необходимым орошением» экономики. По его словам, центральный банк должен оказывать поддержку местным органам власти в случае дефолта, но избирательно ограничивать расточительные заимствования.
То, как Пекин решит сложный вопрос долга, станет ключом к экономическому росту в ближайшие годы: будет он наращивать долг или решит несколько "притормозить" его рост.
Как не крути, а проблем в экономиках и финансах разных стран мира накоплено более, чем достаточно. То-то в разных частях света всё сильней "запах пороха".