Недавний фильм ужасов «Жёлтые обои», выполненный в манере, весьма напоминающей т.н. «викторианский нуар», заставляет нас вновь обратиться к проблеме неявных мрачных символов, которые наличествуют в сумрачном кино. На сей раз это привычный для всех элемент интерьера, а именно, обои.
Они могут быть символом тёмной тайны, что скрыта от вас буквально на расстоянии вытянутой руки или даже ближе. Например, именно об этом говорится в сцене сновидения, когда ведущий расследование детектив находит под обоями мистические символы - это показано нам в испанском триллере «Они наблюдают» (2002).
Аналогичное мы можем видеть в фантастическом триллере «Забытое» (2004), весьма напоминающем один из эпизодов «Секретных материалов». Различие состоит лишь в том, что рисунки, кроющиеся за обоями, позволяют вырваться за пределы яви, как раз напоминающей сон.
То есть обои могут выступать в качестве «покрова секрета», однако при этом лишенного всякого мистического антуража. В качестве примера можно привести неоднократное их упоминание в фильме «Пансион Джерико» (2003), когда речь идет о подавленных воспоминаниях, которые «норовят вырваться наружу».
Впрочем, если говорить о первообразе, то это были вовсе не обои, а штукатурка, что скрывала страшные рисунки в имении, где некогда произошло преступление. И это стало сюжетной основой для классического джалло «Кроваво-красное» (1975).
Функцию обоев выполняет напольное покрытие, которое скрывает от посторонних взоров мозаичный узор дракона, символа тайного общества, что стало некой фабульной затравкой для сериала «Парк авеню, 666» (2012).
Подобное мы можем увидеть и в легендарной кинокартине Тима Бёртона «Сонная лощина» (1999), когда охваченный мистическим ужасом Икабод Крейн обнаруживает прямо под своей кроватью начертанную мелом пентаграмму.
Здесь мы как бы сталкиваемся с темой «инфернальной археологии», когда погружение сквозь пласты реальности не обязательно происходит путем привычных для всех раскопок. Или же раскопки могут вестись в непривычных местах, что мы могли наблюдать, например, в одном из эпизодов мини-сериала «Город и город» (2018).
Впрочем, у обоев как символа может быть и некая «дурная память». Дело в том, в конце 19 века они изготавливались с использованием мышьяка и часто вызвали отравление. В своё время даже появился термин «обои-убийцы». Образцы таковых содержатся в книге, которая именуется «Тени стен смерти». Однако хранится она в герметичном контейнере, и листать её голыми руками не рекомендуется. По крайней мере, если не хотите повторить судьбу Генриха Третьего из «Графини де Монсоро».