Найти тему
К-22

Про Бабу Ягу и Кащея: алтайские гости в русских народных сказках

На Дзене и вне этой площадки часто приходится читать материалы, посвященные нашим заслуженным сказочным персонажам. Каких только версий не услышишь, вплоть до того, что Баба Яга на самом деле — женщина преклонного возраста, занимающаяся йогой (ягой, ну созвучно же). Мы добавим свою, не менее занимательную, зато более похожую на правду.

ОБРАТИМСЯ К ИСТОЧНИКАМ

Фантазировать можно много, но вот что конкретно известно — одно из первых упоминаний слова «кощей» дается в «Слове о полку Игореве» 12 века. Там оно упоминается в двух смыслах — так называли рабов, и так называли кочевников.

Великый княже Всеволоде! Не мыслию ти прелетети издалеча, отня злата стола поблюсти? Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Донъ шеломы выльяти. Аже бы ты былъ, то была бы чага по ногате, а кощей по резане.

Перевести тут несложно: автор обращается к великому князю Всеволоду, рассказывая, что тот может веслами своих кораблей Волгу расплескать, а Дон шлемами своих воинов вычерпать. И если бы он пошел на половцев, то была бы на невольничьих рынках рабыня-половчанка ценой в ногату (примерно 3,5 грамма серебра), а взятые в плен мужчины-половцы и вовсе за резану (1,5 грамма серебра). То есть, захваченных рабов было бы столько, что они серьезно бы упали в цене по экономическим законам спроса и предложения. Но нас интересуют не торги на невольничьих рынках, а то, что захваченный мужчина-половчанин именуется кощеем, а женщина-половчанка — чагой.

Перед этом шла сцена пленения князя Игоря. Тому приходится поменять княжье седло на седло попроще, о чем говорит автор так:

Ту Игорь князь выседе изъ седла злата, а въ седло кощиево.

Многие переводят этот отрывок так, что Игорь из золотого седла перебрался в рабское, однако считаю, это слишком революционный шаг к феодальным обычаям. Лица благородного сословия в войнах тех времен периодически попадали друг к другу в плен. Таковы превратности войны. Но рабами их не делали: обращались уважительно, могли освободить за выкуп. Да что там, даже в наши времена, когда обычные рядовые солдаты вермахта в плену ударно восстанавливали народное хозяйство СССР, фельдмаршал Паулюс тусовался в санаторных условиях. А вы хотите, чтобы князь во времена 12-го века был обращен в рабы лишь по факту пленения? Пленивший Игоря хан Кончак за его сына свою дочь, Свободу Кончаковну выдал замуж. Какие тут рабы. Странные, кстати, у половцев женские имена - Свобода. Ну да ладно, сейчас не об этом.

То есть тут вероятнее кощей — кочевник, степняк, седло князю выдали обычного кочевника а не обрекли в рабы. Пересадили, как сказать, с «Бентли» на «копейку».

«Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко седиши на своемъ златокованнемъ столе, подперъ горы Угорскыи своими железными плъки, заступивъ королеви путь, затворивъ Дунаю ворота, меча бремены чрезъ облаки, суды рядя до Дуная. Грозы твоя по землямъ текутъ, отворяеши Киеву врата, стреляеши съ отня злата стола салтани за землями. Стреляй, господине, Кончака, поганого кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святславлича!».

Вряд ли здесь автор хана Кончака считает рабом. Да и слово поганый не совсем оскорбление (на латыни paganus — «языческий», «сельский»), получаем, что хан Кончак — степняк-язычник.

То есть, у нас и чага, и кощей — это кочевники, степняки, язычники. И точно нерусские, потому как в сказках та же Баба Яга постоянно чует героя по «русскому духу». Будь она сама русских кровей, вряд ли заметила отличие в ароматах. Еще довод, отчего чага и кащей — язычники — единоверцев редко в какой культуре принято продавать в рабство. Как минимум это занятие не героизируют и в эпических песнях типа «Слова о полку Игореве» не воспевают.

ПОЧЕМУ ОНИ КОЛДУНЫ?

Что до колдовских сил, то сказочная традиция многих стран с мировыми религиями часто определяет иноверцев или языческих соседей в колдуны.

В арабских сказках все эфиопы сплошь колдуны, у шведов — финны этим занятием балуются, отчего бы у русских не промышляли магией соседствующие кочевники из языческих племен? Половцы на почетную роль коллективных гаррипоттеров подходят просто отлично. Многие ритуалы, обряды языческих племен для христианина трудно чем другим обозвать, кроме как черной волшбой.

Русско-половецкие войны приходятся на период расцвета Руси, ее культуры, литературы. Основной пласт былинных персонажей — богатырей, создан именно в период домонгольской Руси, далее последовала экономическая и культурная катастрофа от присоединения княжеств к улусу Джучи. Большая часть литературных произведений позднего периода уже смотрится подражанием домонгольскому периоду. Взять ту же "Задонщину" по отношению к "Слову о полке".

А теперь немного про половцев. В середине 11-го века с территории Алтая, потеснив прочие кочевые племена, двинулись к южным границам данные герои.

По давней традиции тех времен, новые степные соседи принялись активно совершать набеги на южные границы Руси. Русские князья не оставались в долгу, и также совершали профилактические рейды в половецкие степи. Затем в разгар феодальной раздробленности половцы уже действовали как союзники в интересах одного князя против другого.

Жаркая война шла десятилетиями, но затем постепенно утратила свой накал, стороны стали активно родниться (благо в текстах часто упоминалось, что половчанки очень красивые), появилась даже прослойка черных клобуков — обрусевших, принявших христианство половцев и прочих кочевых племен. Они обосновались у границы с Русью, и к монгольскому нашествию отношения совершенно потеплели.

Вот вам кощеи — реальные, а не сказочные. Вот вам и Баба Яга — в связке с кощеем чага, или Баба Чага смотрится так же тесно, как герои сказок Баба Яга и Кощей Бессмертный, где они если не родня, то хорошие знакомцы. Да и действует Кощей из сказки, как настоящий кощей-степняк домонгольского периода — налетел, наворовал, умыкнул жену героя и свалил к себе в стойбище. Степняки того периода брать штурмом города пробовали, но редко это удавалось.

Бойцы Бату-хана империи почившего Чингисхана действовали бы по-другому: пришли, предложили бы признать князей подданными великого хана и выплатить дань, а несогласных вырезали бы, спалив строптивые города подчистую. Тут и сказки конец. А кто был хорошим мальчиком, пусть едет к великому хану Угэдею за ярлыком на княжение.

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ — В ТОТЕМАХ

Но самое интересное нас ожидает при раскладке тотемных знаков. Тотемизм властвовал долгие тысячелетия развития человеческих племен, многие народности считали определенное животное своим предком. И даже когда первобытные верования стали усложняться, а где-то и вовсе заменялись на хорошо проработанные мировые религии, древние устои еще крепко сидели в сознании людей. Да они и сейчас временами проявляются, не зря Россию отождествляют с медведем, США с орлом, Францию с петухом.

Так вот, род Рюриковичей очень четко отождествлял себя с соколом. Отсюда многие исследователи выводят и трезубец, как стилизованный знак пикирующего сокола. Впрочем, древняя столица первой русской правящей династии, Старая Ладога, к примеру, использует в качестве герба и нестилизованное изображение пикирующей птицы. Потому, если мы вернемся к «Слову о полку Игореве», то там обнаружим, что автор постоянно называет Рюриковичей соколами. А поход на половцев обозначен поэтически «полетели соколы лебедей бить».

Баба Яга и гуси-лебеди по версии нейросети ruDALL-E. Я бы на месте похищенных детей сам полез бы в печку жариться от таких похитителей.
Баба Яга и гуси-лебеди по версии нейросети ruDALL-E. Я бы на месте похищенных детей сам полез бы в печку жариться от таких похитителей.

Что касается лебедей. У половцев было несколько родов, племен, что вносило путаницу в их определении у исследователей. Одно из половецких племен — куманы. Переводится самоназвание просто: лебеди, люди лебедя. Кумандинцы, к слову, и сейчас живут на Алтае, считая себя людьми лебедя. Есть еще у наших половцев и племя гусей, с которым лебеди отлично ладили и ходили вместе в походы. Жгли посады, деревни — сами города им были в основном не по зубам, грабили и угоняли людей в полон.

Если после этого вспомнить сказку про гусей-лебедей, которые служили Бабе Яге и воровали детей в русских деревнях, сюжет заиграет новыми красками.