Найти в Дзене
Любовь Петрова

"Аленушка" Виктор Васнецов, 1881г, Третьяковская галерея

"Аленушка" Виктор Васнецов, 1881г, Третьяковская галерея
"Аленушка" Виктор Васнецов, 1881г, Третьяковская галерея

Васнецов русский художник в какой то мере как Достоевский русский писатель. Они видели Россию и русский дух только в обязательном мучительном пути, душевные, да и физические, страдания - обязательный атрибут русского народа.

По словам Васнецова образ Аленушки давно жил в его голове, но однажды он встретил простоволосую девушку, которая и была реальным воплощением его воображения. "Сколько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах.Каким-то особым русским духом веяло от нее".

Она ему и позировала. Но у этой картины как и у русских с их русским духом, непростая судьба. Изначально Васнецов назвал работу «Дурочка Аленушка». В то время так называли сирот или юродивых. Девушка на картине выглядела сумасшедшей, с глазами на выкате от безумия, и, естественно, такую картину никто не заметил, Третьяков просто игнорировал письма художника с просьбой купить картину. По его мнению, картина не соответствовала концепции галереи, для него было главным, чтобы в сюжете картины отражалась подлинная русская душа: загадочная, открытая, щедрая, мятущаяся, иногда жестокая.

Друзья тоже раскритиковали картину, и тогда Васнецов перерисовал ее, что подтверждают рентгеновские исследования. Он перерисовал часть пейзажа, лицо, шею и часть руки до локтя. То есть постарался убрать все намеки на душевную болезнь и оставить вполне нормальные человеческие чувства: печаль и одиночество.

Фрагмент "Аленушка"
Фрагмент "Аленушка"

И теперь картина называлась просто "Аленушка" и позиционировалась она как иллюстрация к русской-народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", хотя по сюжету этой сказки такой сцены не было.

На мой же взгляд на картине запечатлена ужасно уставшая девушка, которая убежала к реке прийти в себя от шума и трудов. Ее взгляд уставился в одну точку, она вымотана так, что не может ничего, не думать, ни жить. Полная обреченность и в виде темного леса за спиной, кто там в любом момент может появиться, темная вода как омут, желтеющие листики -скоро зима, а девушка такая худая, как ей выжить. но ласточки кружатся над головой (ласточки в хвойном лесу - нонсенс), а ласточки- символ надежды.

Третьякову исправленная картина тоже не понравилась, картину купил за очень низкую бросовую цену меценат Савва Мамонтов.

Но после смерти Павла Третьякова, третьяковка все-таки выкупила эту картину и мечта Васнецова выставляться в этой галереи сбылась.

Васнецов вошел в историю изобразительного искусства как мастер былинных сюжетов и картин по мотивам русских народных сказок.

"Иван-царевич на сером волке" В.М. Васнецов 1889г, Третьяковская галерея.
"Иван-царевич на сером волке" В.М. Васнецов 1889г, Третьяковская галерея.
"Витязь на распутье! В.М.Васнецов 1877г, Государственный русский музей.
"Витязь на распутье! В.М.Васнецов 1877г, Государственный русский музей.
"Ковер-самолет" В.М.Васнецов, 1880г, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород.
"Ковер-самолет" В.М.Васнецов, 1880г, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород.
"Снегурочка" В.М.Васнецов, 1899г, Третьяковская галерея.
"Снегурочка" В.М.Васнецов, 1899г, Третьяковская галерея.
"Лягушка-царевна" В.М.Васнецов, 1918г, Дом-музей В.М. Васнецова, Москва.
"Лягушка-царевна" В.М.Васнецов, 1918г, Дом-музей В.М. Васнецова, Москва.

Стиль Романтизм, поздние работы Символизм.