Найти в Дзене
Анатомия Армии.

Москитный флот России. пр. 186. Морской бронекатер СССР 1945 г.

Дальнейшим развитием «шхерных мониторов» пр. 161 стали морские бронекатера МБК пр. 186, которые называли «малыми канонерскими лодками» МКЛ, построенные на Ленинградском заводе №194 до окончания войны в количестве 8 единиц и принятые в строй в 1945 г. К основным недостаткам Советских бронекатеров с танковыми башнями в том числе и пр. 161 относились: Поэтому еще в начале 1944 г. КБ Адмиралтейского завода разработало морской бронекатер пр. 186, с 85-мм универсальной артиллерией и скоростью хода 18 - 20 узлов. Расположение брони не изменилось, но ее толщину несколько уменьшили. Помимо возможности ведения зенитного огня и увеличения дальности стрельбы, новые башни решали еще один важный вопрос. Новая установка сопрягалась со специально для нее созданными приборами управления стрельбой МБК. Эти ПУС обеспечивали стрельбу по видимой движущейся со скоростью хода до 60 уз. морской цели на ди­станциях до 100 кб, по движущейся или неподвижной береговой цели на тех же дистанциях, а также по пикирую
Оглавление
Дальнейшим развитием «шхерных мониторов» пр. 161 стали морские бронекатера МБК пр. 186, которые называли «малыми канонерскими лодками» МКЛ, построенные на Ленинградском заводе №194 до окончания войны в количестве 8 единиц и принятые в строй в 1945 г.
Советский Бронекатер с танковой башней от Т-34
Советский Бронекатер с танковой башней от Т-34

К основным недостаткам Советских бронекатеров с танковыми башнями в том числе и пр. 161 относились:

  • малая проектная скорость,
  • недостаточный угол возвышения 76-мм танковых орудий
  • отсутствие упрощенных приборов управления артиллерийским огнем (ПУАО), без которых огонь танковых пушек по морским целям был недостаточно эффективен.

Поэтому еще в начале 1944 г. КБ Адмиралтейского завода разработало морской бронекатер пр. 186, с 85-мм универсальной артиллерией и скоростью хода 18 - 20 узлов.

Морской бронекатер МБК пр. 186.
Морской бронекатер МБК пр. 186.

Расположение брони не изменилось, но ее толщину несколько уменьшили.

  • При использовании в башне МК-85 в конструкцию орудия были внесены необходимые изменения для работы в условиях повышенных углов возвышения. Угол вертикального наведения составлял 77°.
  • Вторым принци­пиальным отличием МК-85 от танковой пушки являлось наличие двух наводчиков – горизонтального и вертикального.
МК-85 на МБК пр. 186
МК-85 на МБК пр. 186

Помимо возможности ведения зенитного огня и увеличения дальности стрельбы, новые башни решали еще один важный вопрос. Новая установка сопрягалась со специально для нее созданными приборами управления стрельбой МБК.

Эти ПУС обеспечивали стрельбу по видимой движущейся со скоростью хода до 60 уз. морской цели на ди­станциях до 100 кб, по движущейся или неподвижной береговой цели на тех же дистанциях, а также по пикирующему самолету способом завес с заранее установленными трубками при углах возвышения орудий до 60°.

МБК вырабатывал данные центральной наводки и обеспечивал централи­зованное замыкание цепи стрельбы.

МК-85 Башенная универсальная установка 85-мм.
МК-85 Башенная универсальная установка 85-мм.

В качестве резервной схемы в баш­нях МК-85 имелись прицелы ПТМ, куда вручную вводились прицел и це­лик.

Прибор управляющего огнем имел визирную колонку с биноклем 7x50 и ЦАС. В последний вручную вводились дальность до цели (до 100 кб), целик (0-800 т.д.), корректуры в прицел (±15 кб) и в целик (±80 т.д.), ско­рость своя (до 30 уз.) и цели (до 60 уз.).

Морской бронекатер МБК пр. 186. с "временными" танковыми башнями от Т-34-85
Морской бронекатер МБК пр. 186. с "временными" танковыми башнями от Т-34-85

Однако, в марте 1945 г., когда уже находились в заделе первые десять корпусов морских бронекатеров, учитывая неготовность штатных башен, а также возможность установить на корабли, с наименьшими переделками, танковых башен с 85-мм пушками, Нарком ВМФ, адмирал флота Н. Г. Кузнецов разрешил временно установить серийные танковые башни с последующей заменой их на морские, что и было произведено.

ТТХ катера:

Водоизмещение полное: – 165,5 т.;

Размеры:

  • длина – 36,2 м.:
  • ширина – 5,2 м.;
  • осадка – 1,5 м.;

Силовая установка: – 2 дизельных двигателя, общей мощностью – 1 тыс. л.с.;

Максимальная скорость: – 14 уз.;

Дальность плавания: – 600 миль;

Экипаж: – 42 человека.

Бронирование:

  • борт – 30 мм,
  • палуба – 8 — 20 мм,
  • башня – 45 мм.

Вооружение:

  • 2х1 — 85-мм орудия;
  • 1х1 – 37-мм зенитный автомат;
  • 2х2 — 12,7-мм пулемета;

ОТ АВТОРА:

Артиллерийское вооружение МБК пр. 186 имело значительное преимущество перед шхерным монитором, так как ПУС обеспечивал быстрое целеуказание и выработку данных для централизованной наводки УНИВЕРСАЛЬНЫХ 85-мм пушек (более мощных, с высокими баллистическими данными и надежных в эксплуатации).

МБК пр. 191М (на заднем плане) с 85-мм универсалкой и бронекатер проекта 1204 Шмель с башней от танка ПТ-76 и 76,2 мм пушкой без стабилизаторов и СУО...
МБК пр. 191М (на заднем плане) с 85-мм универсалкой и бронекатер проекта 1204 Шмель с башней от танка ПТ-76 и 76,2 мм пушкой без стабилизаторов и СУО...

85-мм универсальной артиллерией вооружались и последующие МБК пр. 191М

И тем удивительнее и непостижимо, что для Амурских бронекатеров проекта 1204 Шмель, позже снова вернулись к банальным танковым башням...

Статьи по теме:

  • КАТАЛОГ СТАТЕЙ. ФЛОТ России.
  1. Почему РИ линкоры строила, а СССР нет? Часть-III.
  2. Часть V... Ракетное Вооружение РККА.
  3. Часть V... Артиллерия и Миномёты
  4. Часть V... Стрелковое вооружение
  5. Часть VI.. Радиосвязь в РККА
Автор: Сергей Иванов Инженер-механик 03.03.2023 г.
последняя дата изменения 08.04.2023 г.