Найти в Дзене
Анатомия Армии.

Москитный флот России. пр. 183-Р Ракетный катер «Комар». СССР, 1957 год.

С конца 1950-х годов в связи с появлением управляемых крылатых ракет военное кораблестроение получило новый толчок к развитию. Фактически это явилось новым этапом в развитии флота от артиллерийского к ракетному. В то же время происходило серьезное насыщение флотов всех стран радиолокационными средствами обнаружения (РЛС). Как следствие эффективность атак торпедными катерами в прибрежной зоне заметно снизилась и стала невозможной. Требовалось обеспечить поражение противника с дистанций, превышающих дальность обнаружения атакующих катеров корабельными РЛС. В этих условиях корабельные крылатые ракеты имели значительное преимущество. На базе торпедного катера 183-го проекта в ЦКБ-5 (в настоящее время ЦМКБ «Алмаз») разработали первый отечественный ракетный катер (РКА) проекта 183-Р. Из-за новизны разработки и отсутствия аналогов за рубежом была проведена очень серьезная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа. Первоначально в 1957 году в Ленинграде были построены два опытны
С конца 1950-х годов в связи с появлением управляемых крылатых ракет военное кораблестроение получило новый толчок к развитию. Фактически это явилось новым этапом в развитии флота от артиллерийского к ракетному.
первый отечественный ракетный катер (РКА) проекта 183-Р.
первый отечественный ракетный катер (РКА) проекта 183-Р.

В то же время происходило серьезное насыщение флотов всех стран радиолокационными средствами обнаружения (РЛС). Как следствие эффективность атак торпедными катерами в прибрежной зоне заметно снизилась и стала невозможной. Требовалось обеспечить поражение противника с дистанций, превышающих дальность обнаружения атакующих катеров корабельными РЛС. В этих условиях корабельные крылатые ракеты имели значительное преимущество.

На базе торпедного катера 183-го проекта в ЦКБ-5 (в настоящее время ЦМКБ «Алмаз») разработали первый отечественный ракетный катер (РКА) проекта 183-Р.

первый отечественный ракетный катер (РКА) проекта 183-Р.
первый отечественный ракетный катер (РКА) проекта 183-Р.

Из-за новизны разработки и отсутствия аналогов за рубежом была проведена очень серьезная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа.

Первоначально в 1957 году в Ленинграде были построены два опытных катера проекта 183-Э. 16 октября того же года на Черном море был произведен первый пуск специально созданной для использования с катеров противокорабельной ракеты (ПКР) П-15.

первый отечественный ракетный катер (РКА) проекта 183-Р.
первый отечественный ракетный катер (РКА) проекта 183-Р.

Первые ракетные катера проекта 183-Р были приняты в состав ВМФ СССР в 1960-м году. На западе они получили прозвище «Komar».

Он оснащался двумя пусковыми установками ПКР ангарного типа и 25-мм спаренным автоматом 2М-3М, водоизмещение составляло 70/81 тонн.

Силовая установка, состояла из трёх многоблочных звездообразных дизелей М-504, общей мощностью 15 тыс. л.с.

Всего в СССР на заводах в Ленинграде и во Владивостоке с декабря 1959 г. до конца 1965 года было построено 60 катеров проекта 183-Р и еще 54 было переоборудовано из торпедных катеров.

первый отечественный ракетный катер (РКА) проекта 183-Р.
первый отечественный ракетный катер (РКА) проекта 183-Р.

Позднее часть из них была передана во флоты стран Варшавского договора и некоторым странам Африки и Азии, а в Китае и КНДР было развернуто их серийное производство по лицензии.

Первый боевой опыт ракетные катера проекта 183-Р получили во время арабо-израильской войны в 1967-м году при атаке на израильский эсминец «Эйлат».
Эсминец был поражен четырьмя ракетами П-15, выпущенных с египетских катеров советской постройки. Корабль получил при этом серьезные повреждения, из 202 членов экипажа «Эйлат» 47 было убито и 91 ранено.

Для военно-морских специалистов многих стран это событие стало полной неожиданностью. Началась гонка вооружения кораблей ведущих мировых держав ракетной техникой.

Ракетный катер пр.205 "Москит"
Ракетный катер пр.205 "Москит"

Ракетный катер пр. 205 «Москит» разрабатывался ЦКБ-5 на базе пр. 183-Р в 1955-1958 гг. под руководством Е. И. Юхнина, а затем - А. П. Городянко и стал базой для создания целого семейства катеров различного назначения.

Статьи по теме:

  • КАТАЛОГ СТАТЕЙ. ФЛОТ России.
  1. Почему РИ линкоры строила, а СССР нет?
  2. Почему РИ линкоры строила, а СССР нет? Часть-II
  3. Почему РИ линкоры строила, а СССР нет? Часть-III.
  4. Большой Флот России. Часть I. Броненосцы Береговой Обороны
  5. Большой Флот России. Часть II. Мореходные Канонерские лодки.
  6. Большой Флот России. Часть IV. Миноносцы и Торпедные катера.
Автор: Сергей Иванов Инженер-механик 19.02.2023 г.
последняя дата изменения 08.04.2023 г.