Зачастую, когда мы уверенно спорим, надо остановиться и задать себе вопрос: "А кто это сейчас говорит? Мои ли это представления и установки?"
Помыслите и представить такую картину: спорят мужчина и женщина о стереотипах долженствования. Сколько человек спорят на стороне мужчины, находящиеся в его голове, и сколько человек спорят на стороне женщины, находящиеся в ее голове? Сможете сосчитать...
Попробуем рассмотреть очередной механизм психологической защиты "интроекция".
Интроекция – бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, по средствам которого, человек встраивает в свой внутренний мир полученные извне интроекты (представлений, взглядов, установок, стереотипов...), без их критической оценки.
Психика, с помощью интроекции, защищается от излишнего расхода энергии на мыслительные процессы.
Надо понимать, что механизм интроекции связан с бессознательным, и соответственно не может быть осознан.
Давайте разберемся, как в нашем психическом формируется механизм интроекции.
Все, как и раньше,- "родом из детства".
До 7 лет у ребенка отсутствует критическое мышление, и он верит значимому взрослому. Все, что родители говорят, ребенок воспринимает как истину, не подлежащей критике. Ребенок не задает вопросов: "А подходит ли мне это? Нужно ли мне это?", - он безропотно со всем соглашается и принимает.
Примеры. "Мама говорит дочке, что девочка должна быть спокойной, уравновешенной, аккуратной…, папа говорит мальчику, что мальчики никогда не плачут…ребенку говорят, что нельзя громко смеяться, неприлично громко выражать свои эмоции…",- все эти интроекты закрепляются, ведь ребенок очень зависим от родителей, его выживание зависит от них.
В детском возрасте интроекция выполняет важную функцию: защиты от всего, что угрожает жизнедеятельности ребенка.
В связи с интроекцией появляется еще один термин «интроект».
Интроект – это чужое представление, которое человек получил без понимания того, а так ли это на самом деле.
Интроекты – стойкие взгляды, установки, убеждения, формы, стереотипы, которые ребенок впитывает от значимых взрослых.
Мы воспринимаем интроекты как что-то присущее нам изначально.
Но интроекты мы можем получать и позже, в юношестве и во взрослой жизни. Это особенность нашего мозга - действовать по принчипу сохранения энергии.
Польза от интроекции.
Интроекция способствуют социализации ребенка. Без интроекции не существовало бы образования как системы, ведь преподаватели предлагают ученикам интроекты из опыта прошлого.
Интроекты очень важны для определенного времени развития. Затем дети должны вырабатывать свои стратегии взаимодействия с окружающим миром.
Ребенок может не выжить без родительских установок, надстроек и представлений.
Пример установки из моей юности: если ребенка не может социализировать семья, за это "дело" принимается школа, если неудачно, в дальнейшем, то за его социализацию берется общество с помощью своих "институтов" : армия, психиатрическая больница или тюрьма.
Пример. Интроект "В очереди стоят только лохи". В подростке он "заложен" окружением: сверстники, друзья, субкультура, интернет сообщества... . Воспроизводство в жизни. Длинная очередь в кассу. У подростка одна покупка. Чтобы пройти без очереди, ему надо или попросить (возможно у нескольких людей, - что невозможно, из-за его "особого" статуса, ведь в очередях стоят только лохи, а что с лохами разговаривать), или пройти без очереди, или встать в очередь (это не возможно: он не лох), или уйти без покупки. Интроект подсказывает пройти без очереди,- ведь "в очередях стоят только лохи", а он не лох. И он пробует проскочить без очереди. Подросток не анализирует: "Сколько энергии и времени потребуется затратить ему на урегулирование конфликтной ситуации",
Вред от интроекции и интроектов.
Опасность интроектов в том, что мы не воспринимаем их как чужое представление из детства.
Интроекты воспринимаются как догма и не подлежат оспариванию. Но полезно задумываться, откуда в нашем восприятии появляется та или иная установка.
На интроектах зачастую основаны: реклама и пропаганда, охватывающие все сферы нашей жизни: "ложные" желания и идеи, предпосылки, образ жизни, питание, общение, политические взгляды….
Интроекты могут мешать нам по другой причине,- они могут служить "питательной средой" для тревог, депрессивных состояний и психосоматических расстройств.
Пример. Интроект «Хороший человек должен сдерживать свои эмоции». Для реализации этого представления, необходима энергия для удержания эмоций в себе,- расходуется внутренняя энергия, а что с негативной энергией внутри организма происходит?
Гнев и агрессия посылается и закрепляется у самого слабого органу или системе человека и начинается разрушение,- что, со временем, может приводить к различным (психическим, соматическим и психосоматическим) осложнениям.
Хочу акцентировать основные моменты:
- Интроекты неизбежны.
- Интроекты помогают нам "выживать" в детстве.
- Интроекты необходимо корректировать во взрослой жизни. Все убеждения, представления и правила нужно переосмысливать время от времени, вытаскивать на поверхность и анализировать.
Запомните:
Полученный в детстве интроект, и неосмысленный в зрелом возрасте, и не отброшенный как ложный,- передается детям "по наследству".
Цель: нам нужно убирать ненужные интроекты из нашей головы.
Что делать?
Берем бумагу и карандаш.
Составляем список своих интроектов (представление, убеждений, стереотипов),- чем больше, тем лучше!
Исследуйте интроект.
Подсказки для облегчения. Задаемся вопросами::
Я должен: (перечисляем).
Я не должен: (перечисляем).
Так (перечисляем как) поступать правильно.
Так (перечисляем как) поступать не правильно.
Напишите свое мнение об интроекте (согласны вы с убеждением или нет). Нужен вам или не нужен? Готовы ли вы принять этот интроект?
Пример. "Переходить дорогу нужно на зеленый сигнал светофор». Да, я согласен, и это нужный для меня интроект, от этого зависит моя безопасность,- я продолжаю им пользоваться.
Если нужно, напишите к каждому интроекту контраргумент.
Пример. "Учиться нужно на отлично". Контраргумент: "Учиться можно удовлетворительно".