Найти в Дзене
Анатомия Армии.

Москитный флот России. пр. 183 Торпедный катер «Большевик». СССР, 1949 год.

Основным типом советского торпедного катера, созданного в конце сороковых годов прошлого века, на долгие годы стал большой ТКА проекта 183 с деревянным корпусом, представляющий собой гибрид реданного "Комсомольца" и деревянного килеватого Д3. В соответствии с техническим проектом, эти катера являлись «большими, безреданными, полуглиссирующими, с остроскулыми обводами корпуса». Для облегчения прохождения по внутренним водным путям, мачта катера была выполнена заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту. Водоизмещение:
- нормальное: 61.5 тонн.
- полное: 66.5 тонн.
Размеры:
- длина: 25 метров.
- ширина: 6.1 метр.
- осадка: 1.2 метра.
Скорость:
- максимальная: 43 узла.
- экономическая: 14 узлов.
Дальность хода:
- полным ходом: 600 миль при скорость 33 узла (крейсерская скорость).
- экономическим ходом: 1000 миль 14 узловым ходом.
Тип двигателя: 4 дизеля М-50Ф или М-50Ф-1 или М-50ФТК – суммарной мощностью 4.800 л.с.
Автономность: 5 суток.
Броня: рубка и зенитные автома
Основным типом советского торпедного катера, созданного в конце сороковых годов прошлого века, на долгие годы стал большой ТКА проекта 183 с деревянным корпусом, представляющий собой гибрид реданного "Комсомольца" и деревянного килеватого Д3.

В соответствии с техническим проектом, эти катера являлись «большими, безреданными, полуглиссирующими, с остроскулыми обводами корпуса».

Торпедный катер «Большевик»
Торпедный катер «Большевик»

Для облегчения прохождения по внутренним водным путям, мачта катера была выполнена заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту.

Водоизмещение:
- нормальное: 61.5 тонн.
- полное: 66.5 тонн.
Размеры:
- длина: 25 метров.
- ширина: 6.1 метр.
- осадка: 1.2 метра.
Скорость:
- максимальная: 43 узла.
- экономическая: 14 узлов.
Дальность хода:
- полным ходом: 600 миль при скорость 33 узла (крейсерская скорость).
- экономическим ходом: 1000 миль 14 узловым ходом.
Тип двигателя: 4 дизеля М-50Ф или М-50Ф-1 или М-50ФТК – суммарной мощностью 4.800 л.с.

Автономность: 5 суток.

Броня: рубка и зенитные автоматы бронировались 7 мм бронёй.

Вооружение: 2х2 – 25 мм зенитных установки “2М-3” (4000 снарядов). 2 однотрубных торпедных аппарата 533 мм “ТТКА-53М”.
8 глубинных бомб “ББ-1”. 6 – 8 морских мин в перегруз “КБ-3” или “АМД-500”.
Экипаж: 2 офицера и 12 матросов.

Несмотря на ряд замечаний, выявившихся в ходе государственных испытаний, торпедные катера пр. 183 с некоторыми доработками строились большой серией с 1952 по 1960 год.

пр. 183Р – первый в мире серийный отечественный РКА
пр. 183Р – первый в мире серийный отечественный РКА

В целом, по мнению моряков, катера получались удачными и поэтому стали «базовыми» не только при создании ряда их модификаций, но и при разработке проекта первого в мире ракетного катера (пр.183-Р).

Модификации катеров созданных на основе проекта 183:

  • пр. 183 – серийный торпедный катер.
  • пр. 183А – один серийный катер был обшит арктилитом (бакелизированная фанера с запрессованной рояльной струной между шпоном).
  • пр. 183Т – опытный ТКА с дополнительным ГТД.
  • пр. 183ТК – серийный ТКА с дополнительным ГТД. Всего в 1955-57 г.г. построили 25 катеров.
  • пр. 183У – опытный ТКА с 4-мя торпедными аппаратами и новой ГЭУ и 3 зенитными установками. Неудачный проект и в серию не пошёл.
  • пр. 183ТУ – проект катера с 4-мя торпедными аппаратами.
  • пр. 183Т.2 – усовершенствованный ТКА проекта 183ТУ, с новой ГЭУ и 3 зенитными установками.
  • пр. 183Ц – радиоуправляемый катер-мишень. Всего построили 60 катеров.
  • пр. 183Ш – штабной вариант.
  • пр. 183Э – экспериментальный катер для испытания ракетного оружия.
  • пр. 183Р – первый серийный отечественный РКА
  • пр. 183Я.2 – проект катера с дизелями М.503.
  • пр. 199 – в 1953 г. разработан проект малого охотника за подводными лодками, который также предназначался для морских частей погранвойск. Всего было построено 52 таких катера.

Головной катер пр.183 был сдан ВМФ в 1949 году. Строительство велось с 1949 по 1960 г. на заводах:

  • №5 в Ленинграде,
  • №460 в Сосновке
  • №602 во Владивостоке.

Всего в СССР было построено 674 катера (со всеми модификациями). Кроме того в корпусе катера с 1964 г. строились 40 местные разъездные катера.

-3

В 60-ые годы 138 катеров из состава ВМФ СССР передали на вооружений флотам стран Варшавского договора, Азии и Африки:

  • 31 – ГДР,
  • 24 – Египту,
  • 20 – Польше,
  • 12 – Ираку,
  • 12 – Китаю,
  • 11 – Кубе,
  • 10 – КНДР,
  • 8 – Индонезии,
  • 4 – Гвинеи,
  • 4 – Сомали,
  • 2 – Южному Йемену.

Ещё 80 подобных катеров построили в Китае по Советской лицензии.

Ракетный катер пр.205 "Москит"
Ракетный катер пр.205 "Москит"

Ракетный катер пр. 205 (шифр «Москит») разрабатывался ЦКБ-5 на базе пр.183-Р в 1955-1958 гг. под руководством Е. И. Юхнина, а затем - А. П. Городянко и стал базой для создания целого семейства катеров различного назначения.

Статьи по теме:

  • КАТАЛОГ СТАТЕЙ. ФЛОТ России.
  1. Почему РИ линкоры строила, а СССР нет?
  2. Почему РИ линкоры строила, а СССР нет? Часть-II
  3. Почему РИ линкоры строила, а СССР нет? Часть-III.
  4. Большой Флот России. Часть I. Броненосцы Береговой Обороны
  5. Большой Флот России. Часть II. Мореходные Канонерские лодки.
  6. Большой Флот России. Часть IV. Миноносцы и Торпедные катера.
Автор: Сергей Иванов Инженер-механик 19.02.2023 г.
последняя дата изменения 08.04.2023 г.