Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Когда детям не дают быть детьми.

Родители это делают не со зла, им просто хочется, чтобы ребенок вел себя спокойно, не причиняя им, родителям, неудобств; отсюда эти постоянные: не шуми, не бегай, не торопись, не плачь, не смейся слишком громко. В общем, куда не глянь - ничего нельзя, ничего такого, что свойственно ребёнку! Разве это справедливо?

Сразу отвечаю возмущающимся мамам и папам: да-да, вы правы, дисциплина и правила поведения важны. Но давайте проводить границу между нормальными проявлениями детства и негативизмом. Если вы скажете себе "стоп" и просто понаблюдаете за игрой вашего ребёнка, то вы увидите, что ничего страшного и недопустимого он не делает - играет, смеётся, кричит, бегает. Импульсивное поведение рулит! Наша задача не допустить, например, чтобы он в процессе игры не выбежал на проезжую часть. За этим мы следим, это мы объясняем. Не пугаем, что "тебя может сбить машина", не запрещаем бегать, а объясняем и разговариваем с ним.

Ну а если мы будем постоянно запрещать ребёнку проявлять свою активность, свои чувства, свои мнения, то в итоге мы придём к довольно печальной картине - маленький человечек с детства будет учиться не чувствовать, не проявлять себя, не брать инициативу. За время своего взросления он вполне сносно осваивает данные навыки и идёт прямиком к депрессии, неврозам, расстройствам эмоционального спектра, психосоматическим проблемам и т.д.

Но самое страшное, что рано или поздно ребёнок действительно перестанет ощущать проживание каких-либо чувств, или даже не будет знать, как назвать то чувство, которое в данный момент его "накрыло". Потому что, в результате своего детского опыта он вынес, что чувствовать нельзя, чувствовать больно. Но изменить ситуацию тогда он не мог, потому что вокруг него роем вились эти бесконечные "тебе ещё рано", "не хнычь под ногами", "перестань бегать и начни меня слушаться" и много всего другого, но из того же репертуара.

Да, понятно, что запрещающие проявлять свою активность ребёнку, родители сами глубоко травмированные люди, не умеющие принимать своих детей, поэтому они в процессе "воспитания" просто делятся с младшим поколением своими неврозами. Но ребёнку от этого не лучше. Поэтому эффективнее всего родителю начинать работать над собой, над собственной родительской компетенцией, над собственной осознанностью. Каждый родитель при соответствующей поддержке способен осознать собственную проблему, которая становится причиной подавления им ребёнка.

Посмотрите на детей, родители которых их не подавляют. Насколько эти дети спонтанные, искренние, естественные, открытые. Мы, как родители можем проявлять гораздо больше мудрости, если будем способны... учиться у своих детей.

Берегите себя!

Сабиров Салават.

Мой Телеграмм канал: #Вашличныйпсихолог

Если возникли дополнительные вопросы по теме статьи или по иным проблемам в детско-родительских отношениях, записывайтесь на индивидуальную или семейную консультацию по номеру: +79050620750

Автор: Сабиров Салават Шамгунович
Психолог, Семейный психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru