Еще в начале 1970-х гг. ведущее танковое КБ Советского Союза не останавливались на достигнутом, революционный Т-64 только-только дорабатывался, а в Харькове уже думали о перспективе.
Главный конструктор Т-64 Морозов представил "Объект 450" или Т-74, при жизни уважаемого ветерана оборонпрома проект не заворачивали, но после его смерти его закрыли из-за дороговизны.
Морозов предлагал новую безбашенную компоновку перспективного танка на шасси Т-64.
Честно говоря танк бы получился посредственный, опять экипаж сидел чуть ли не в обнимку со снарядами, как на Т-64, Т-72 и Т-80.
К тому же шасси Т-64 больше 50 т бы не выдержало, то есть повышение бронезащиты и установка дополнительного оборудования была невозможна.
В 1970-е гг. проектов перспективных танков хватало.
Челябинское ГСКБ-2 создало целых два танка "Объект 780" и "Объект 785".
По каким причинам Челябинск не замечали неизвестно, но перспективные танки челябинцам создавать не доверили.
Наиболее мощным было Харьковское танковое КБ, оно с конца 1970- х гг. начало работу над своим перспективным танком
Им стал "Объект 477 (А)", он же "Бунтарь"/"Боксер"/"Молот", в первых двух случаях он так назывался по названию научно-исследовательских работ, имя сменили на "Молот" из-за потери секретного протокола совещания по танку. Протокол могла выкрасть иностранная разведка или же его ошибочно или намеренно уничтожили.
На этапе, когда перспективный танк назывался "Бунтарь" изготовили ходовой макет, на этапе "Боксера" уже 2 опытных образца.
Более того в разгар "перестройки" было дано указание изготовить установочную партию. Но повсеместный развал дисциплины на предприятиях не позволил этого сделать.
Харьковский танк на момент создания опережал западных конкурентов.
По сути это был танк "сетецентрической войны", когда боевые машины действуют в едином информационном поле и обмениваются данными об обнаруженных целях между собой.
Один из создателей "Боксера" Ю. Апухтин вспоминал:
"Суть этих идей заключалась в построении интегрированной системы управления с широчайшими возможностями на базе бортового цифрового вычислительного комплекса, в то время только что появившихся в ракетно-космической технике, и создании системы управления не только танком, а и танковым подразделением с возможностью оперативного взаимодействия с другими родами войск на поле боя.
Комплекс должен был обеспечить увязку мощного артиллерийского и высокоточного ракетного оружия с самонаведением на цель со всесуточным и всепогодным прицельным комплексом, привязку танка к местности и управление боем с помощью спутниковой навигации, автоматическую цифровую засекреченную связь для взаимодействия между танками и вертолетами огневой поддержки, автоматизацию управления огнем и движением машины с выходом в дальнейшем на полностью роботизированный танк, использование системы госопознавания по аналогии с авиацией и применение активной защиты.
Мы замахнулись на такие грандиозные задачи, которые до нас не только никто не решал, но даже и не ставил перед собой!"
"Боксер" сразу получал штатно 152-мм пушку, из-за чего вес уехал за предельные 50 тонн, пришлось часть деталей делать из дорогого титана.
Апухтин считает две причины определяющими для срыва массового производства "Объекта 477". Первая, ЦКБ Красногорского завода постоянно и безнаказанно срывал сроки поставки прицельного комплекса. Вторая, когда военные настояли на 152-мм пушке танк пришлось серьезно дорабатывать.
Также были проблемы с танковой информационно-управляющей системой.
Из-за многочисленных проволочек танк не успели довести даже до государственных испытаний.
"Незалежная" Украина не понимала что с недоделанным танком делать, но документацию по "Молоту" передавать РФ запретило.
Сведения о российско-украинском перспективном танке "Нота" Апухтин называет недостоверными.
В Ленинграде началась разработка своего перспективного танка "Объект 299"
Ленинградский танк должен был получить 152-мм пушку, двигатель должен был располагаться спереди, шасси решили сделать 7-катковым.
Работы над проектом были прекращены в 1996 г. Конструкторы успели создать только шасси.
Тем временем в Нижнем Тагиле решили не отставать и в рамках программы "Совершенствование-88" создавали два танка "Объект 187" и "Объект 195".
Если 187-й был действительно серьезной модернизацией серийных танков, то 195-й был по сути перспективным танком.
Работы над "Объектом 195" стартовали в 1990 г.
Пушку он получил тоже перспективную - 152-мм. Дело в том, что у американцев уже была в запасе 140-мм танковая пушка, если "Абрамсы" модернизируют и установят это орудие, это сделает Т-95 бесперспективным танком на поле боя при любых обстоятельствах.
Шасси стало 7-катковым.
Поначалу об "Объекте 195", он же Т-95 шли только восторженные отзывы от лиц причастных к его разработке и принятию на вооружение.
Сторонником Т-95 был генерал Маев, он отмечал, что новый танк должен был преодолеть главный недостаток советских танков, у которых за 60 мм бортовой броней располагался автомат заряжания. Противник стреляет из РПГ-7 по центру танка с боковой проекции при пробитии брони детонирует боекомплект, танк разрушается, экипаж погибает.
У перспективного харьковского танка оставались по его мнению прежние недостатки Т-64, очень сложный механизм заряжания и плотная компоновка. "Боксер"/"Молот" получил вынесенную 152-мм пушку.
Т-95 получил выносное вооружение и отдельную капсулу для экипажа в передней части корпуса. Капсула изолировала танкистов от боеприпасов и топлива, энергия подрыва боеприпасов при подрыве уходила наружу и танк можно было восстановить.
Отдельно следует сказать о защите бортов, они должны были выдерживать попадание из современного РПГ-29 "Вампир".
Были проблемы и с 152-мм орудием 2А83, первую пушку разорвало на 86 выстреле, из-за давления до 7 500 атмосфер, а на других танках оно было 3 000. Чтобы изменить амплитуду колебаний металла стали менять толщину стенок ствола и дошли до ресурса в 280 выстрелов.
Радиолокационная станция танка обнаруживала противника на расстоянии до 10 км. Дальность полета ракеты, запускаемой через ствол орудия более 5 км. Обычными снарядами танк может стрелять на дальность до 3 км, с использованием "технического зрения".
Машина весила 52 - 58 т и за счет высокой мощности двигателя за 10 с. развивала скорость до 70 км/ч. Подвеска была очень мягкая и от выстрела ходила как по воде, даже пришлось сделать ее пожестче.
Сам генерал Маев водил танк и пытался за 3 часа засадить машину в заснеженном лесу, у него это сделать не получилось.
Если в Т-90 танкисты после длительных маршей становятся небоеспособными, то в Т-95 очень высокий уровень комфорта. Экипаж сидел плечом к плечу. Слева механик-водитель (сидит в удобной позе - полулежа), посередине - командир и справа - наводчик. Из-за большой ширины машины - 2 м 30 см места у экипажа много, даже между локтями расстояние 20 см.
Управление на джойстиках не требующее физической силы. Бортовой компьютер отслеживал состояние танка по 60 параметрам. И при неполадке выдавал предупреждение.
Маев уже успел поводить "Абрамс" и "Леопард" и наиболее удобным для него было вождение Т-95. У танка была уникальная ракета. Подкалиберный снаряд пробивал больше метра гомогенной брони.
Боекомплект 40 снарядов.
Двигатель решили ставить не газотурбинный и не оппозитный, а X-образный дизель ЧТЗ А-85. Проблемы с созданием нового двигателя челябинцы решили, выпустили 15 двигателей, они показали ресурс в 1 000 моточасов.
Два образца Т-95 уже отходили 15 тыс. км. Пушка произвела 287 выстрелов.
Для завершения проекта нужно было произвести третий экземпляр, на нем пройти госиспытания, произвести какие-то изменения и пускать танк в серию.
Но случились странные дела.
Маев на заседании военно-промышленной комиссии как мог проталкивал завершение работ по Т-95. По его расчетам на танк уже выделили 2,2 млрд рублей, а на третий экземпляр нужно было около 500 млн руб. Когда Маев уходил со своего поста оставалось 700 млн, как раз 500 млн на танк и 300 млн на госиспытания. Николай Ершов начальник Главного автобронетанкового управления высказал опасение, что машина будет слишком сложна для промышленности и дорога. Ему давали добро выделить 700 млн на упрощение характеристик, на что Маев не пошел.
Так Россия упустила шанс выпускать уже в 2005 г. супертанк Т-95.
Справедливости ради нужно сказать и другой точке зрения.
Танковый эксперт Хлопотов заявил, что по Т-95 сравнению с "Молотом" и "Объектом 299" был отстоем: "Т-95 по сравнению с теми машинами был полным отстоем! Вот Вы сами, как офицер-танкист, как себя чувствовали бы в бою, имея всего 24 снаряда в БК? И это при том, что ваш борт протыкается любым более-менее современным РПГ? ...
...В 195 хоть какой-то смысл был, хоть исполнение полное г. В. И. Мураховский ...писал, что у него «был разрыв шаблона» когда он увидел 195, а у меня такой разрыв случился, когда я получил исчерпывающие материалы по харьковским и питерским машинам, вот тогда мне что-то сильно погрустнело..."
Тут видим явное противоречие между словами Маева и Хлопотова. Генерал говорил о 40 снарядах в боекомплекте, а эксперт уже о 24.
Также Хлопотов говорит о какой-то слабой защите борта "Объекта 195" и плохом исполнении концепции перспективного танка.
Кто прав неясно, об этом можно только догадываться.
Но как бы то ни было, от "Объекта 195" отказались и стали делать перспективный танк "Объект 148", которым и стал Т-14 "Армата".
Спасибо за прочтение.