Здравствуйте, уважаемые читатели канала! Сегодня вашему вниманию предлагается очередная статья, посвящённая людям, принимавшим непосредственное участие в таком интересном ответвлении АВАНГАРДА, каким был Советский АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР. Художников, работавшим в такой стилистике было много. Не все они работали "от души", с горящими глазами - многие "наступали на горло собственной песне", и расписывали тарелки в стилистике, придуманной С.В. Чехониным, просто для того, чтобы выжить, поскольку Революция, а затем и переворот 1917-го года принесли населению не столько "свободу", сколько ту самую "старуху с клюкой". Логическая цепочка тянется просто: приход к власти прожектёров-экспериментаторов, выход России из Мировой войны проигравшей стороной, Гражданская война, замена экономики лозунговщиной - а в результате получили полностью разбалансированную экономику, голод на окраинах и "разруху в головах". Вспоминая одного из героев М.А. Булгакова, можно сказать, что захватившие власть в стране люди стали "петь хором" и "мочиться мимо унитаза"... Россия подсела на продовольственные карточки - их получали только те, кто работал или служил на государство, остальным предлагалось "не есть". Там и сям вскипали мятежи. Их подавление не приносило спокойствия. Только фактический разворот на 180 градусов в экономической политике (НЭП) дал возможность большевикам-ленинцам удержать власть.
На фарфоровом заводе художники исправно получали продовольственные карточки, поскольку росписи тарелок в авангардной стилистике пользовались ажиотажным спросом за рубежом, и прежде всего в капиталистической Европе. По приказу Ленина с 1920-го года 100% выпускаемой заводом агитационной продукции уходило на продажу за рубеж. Это к разговору о том, что "такую посуду тогда легко можно было купить, и стоила она копейки" (часто слышу подобные фразы). За "копейки" и даже за "рубли" такую посуду не продавали. Большевикам ни рубли, ни копейки были не нужны. Нужна была валюта. Валюту они любили...
На сегодняшний день в мире интерес к Советскому АГИТАЦИОННОМУ ФАРФОРУ не просто не угасает - он растёт, как на дрожжах. На мировых аукционных площадках цены на тарелки АГИТАЦИОННОГО ФАРФОРА бьют рекорд за рекордом. К примеру, на торгах Русского искусства, проведённых домом Christie’s в 2020-м году самыми дорогими проданными лотами стали тарелка с изображением Максима Горького от художника А.Р. Голенкиной (продана за 50 000 фунтов стерлингов) и цветочная композиция от Б.С. Радонич (150 000 фунтов стерлингов или 14, 4 млн. рублей по тогдашнему курсу). Вот об этих двух художниках, нечаянно ныне ставших знаменитыми, и поговорим...
1. Алиса Рудольфовна Голенкина долгое время была известна лишь тем, что она первой среди художников решилась на фарфоре воспроизвести фотографический портрет Ленина, взятый из газеты, благо рука на воспроизведении газетных портретов, как она потом признавала, у неё была набита...
Вот цитата из монографии “Советский фарфор 1920-1930 годы” Л.В. Андреевой, в которой она приводит якобы воспоминания самой А.Р Голенкиной от первого лица: “Мы жили полной жизнью… О трудностях вообще не говорили… Дома только и думалось – как расписать фарфор, чтобы сделать, какой взять лозунг. Чехонин советовал чаще смотреть в газеты, лозунги искать и там. Однажды подумала, а почему бы не изобразить на фарфоре В. И. Ленина? Я считала себя портретисткой. В 1918 году мне уже приходилось делать графический портрет Ленина по фотографии в газете. Настроена я была революционно, ещё в 1905 году в училище Штиглица руководила десятком “штиглят”, распространяла в их среде политическую информацию. И вот взялась за портрет на фарфоре. Изображение В. И. Ленина было крупным, в размер дна тарелки, а по борту шла надпись – “Власть не дают – её берут с оружием в руках!”. Это был первый портрет Ленина в фарфоре. Директор завода П. А. Фрикен был очень этому рад и возил в Москву”. А вот и та тарелка (только фраза была "Власть не ПЕРЕдают - её берут с оружием в руках")...
А вот и тарелка с тем самым портретом Максима Горького...
А где Горький, там и Луначарский! А там - и Толстой!
В последние годы тарелка с росписью Голенкиной "Красный гений" стала одним из символов АГИТАЦИОННОГО ФАРФОРА. Тарелка выполнена в псевдоиконописной манере. Смотрим.
Другие работы, выполненные А.Р. Голенкиной, ныне хранящиеся в Эрмитаже и в музее-усадьбе "Кусково" (см. в галереях ниже)...
Кроме собственных оригинальных работ А.Р. Голенкина показала себя хорошим копиистом. Она расписывала тарелки по эскизам других авторов. Эти тарелки - из собрания Эрмитажа...
Ещё одна тарелка, приписываемая А.Р. Голенкиной, создана к 8-му Съезду Советов (проходил в декабре 1920-го года)...
Родилась в Петербурге. В 1910 году окончила Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица по специальности "Художественная обработка кожи". Работала в филиале живописной мастерской ГФЗ, организованном на базе бывшего училища барона Штиглица. С небольшими перерывами до 1924 года работала на ГФЗ. В одном из источников утверждается, что она также расписывала сервиз "Наркоминдел" по эскизам С.В. Чехонина. Для тех, кто не понимает Советские сокращения: "Наркоминдел" означает "Народный комиссариат (т.е. министерство) иностранных дел". Тут получается небольшое расхождение по времени, поскольку сервиз очевидно был создан в 1927-м году, когда Алиса Рудольфовна на ГФЗ якобы уже не работала. Ныне из всего сервиза "в живых" обнаружил только изображения полоскательницы, которые на всякий случай здесь приведу...
С 1936 года Алиса Голенкина занималась при Академии художеств в мастерской А.Р. Эберлинга, известного своим портретом В.И. Ленина на Советских купюрах. В 1942-м году начинает работать в качестве художника-иллюстратора во Всесоюзном институте растениеводства. Скончалась в 1973.
2. Босилка Стефановна Радонич. С ней сложнее. Не потому что информации о ней крайне мало, а потому что и та, что есть, вся переверчена-перекручена так, что приходится перепроверять и перепроверять. Основа всего - работа, опубликованная в 2005-м году от двух авторов: Г.Н. Носович и И.П. Попова (по-видимому, научных работников), да ещё и под научной (!) редакцией некоего В.В. Знаменова (или Знамёнова)? Как понимаю, на компетенцию данных искусствоведов ориентируются все государственные музеи страны... Старый сайт Эрмитажа показывает мне такое (ту же (ДЕЗ)информацию представляет и ГИМ)... Смотрим...
Ладно, отчество изменили: для переехавших из Черногории в Россию такая замена - не редкость (тем более, что Стефан, что Степан - разные произношения и написания одного имени). Но год смерти обозначить как "конец 1970-х годов"?! Это что - Война была мировая? Человек пропал без вести? Не смогли послать запрос в ту же Италию? Скорее всего, кто-то что-то сказал, где-то кто-то что-то помнил, где-то не помнил. Проверять никто не взялся. И так до сих пор эта липовая "дата" и стоит. Как говорится в старом анекдоте: "Прачечная? ...Министерство культуры!" Но более всего порадовала строка "Сестра королевы Черногории". Здесь "прекрасно" всё! А главное, проверить очень просто: в истории Черногории был всего один король, Никола I Петрович, и была у него единственная жена, Милена Вукотич, 1847-го года рождения, из зажиточной семьи (правда, неграмотная). Ни о каких её сёстрах упоминания нет. Разница в возрасте с Босилкой Радонич - 36 лет. Зато были у королевы Черногории дети, аж 12 человек, и была среди них Елена (1873-1952), ставшая впоследствии, действительно, королевой! Правда не Черногории, а Италии (с 1900-го года). И вот королева Елена знакома с Босилкой как раз была, поскольку Босилка числилась у ней среди фрейлин (но не среди сестёр!). Может быть авторам "научного" биографического фальшака информацию о "сестре королевы" дали "черногорские учёные" (горцы, что с них взять: они, как грузины - что не грузин, то князь (или хотя бы "племянник князя, вах!"))? А что, "черногорским учёным" привыкли верить на слово?
Но что-то в Италии не заладилось, и в 1905-м году 22-х лет от роду Босилка перебирается в Россию (не иначе как по большой любви). На ГФЗ работала художницей с января 1920-го по июнь 1924-го года. Ученица С.В. Чехонина. В 1922-м значилась в списках работников ГФЗ как живописец IX разряда. Но в послереволюционной России Босилке как-то стало совсем неуютно, и в июне 1924-м она уезжает обратно в Италию, теперь уже навсегда.
Теперь предлагаю познакомиться с некоторыми из её работ...
Работы Радонич из собрания Эрмитажа...
Предметы кофейного сервиза с изображением пурпуровых цветов, исполненном на чехонинской форме...
Предметы сервиза из собрания ГИМ (Москва).
Пишут, что среди работ Б.С. Радонич есть ещё чайный сервиз "Эдельвейс" (1923), и сервиз дежене "Лиловый орнамент" (1923), но изображения их я не нашёл.
А это - обыкновенная роспись на чайной паре, выполненная Б.С. Радонич в 1923-м году. Фото взяты с одного из форумов...
Друзья, интернет, бывает, творит чудеса! Вот какую полезную и подробную информацию я выудил с сайта "Российский некрополь в Италии" (см. здесь https://forum.vgd.ru/post/341/99948/p2990639.htm): "РАДОНИЧ / RADONIĆ Босилка Стефановна, Цетинье, Черногория 31.5.1883 – 21.7.1972 [Рим, кладб. Тестаччо, III, II, 6, 17, tomba № 651; № 3484; NCCR – Radonitch Bossilka; вместе с племянником (?) Г. И. Липовацем]. Фрейлина Ее Королев- ского Величества Королевы Итальянской Елены, рожд. принцессы Черногорской. Дочь Стефана Радонича и Яницы Мартинович. Лицо без гражданства. (Российский некрополь в Италии. Талалай М.Г. Серия «Российский некрополь». Выпуск 21 / Под ред. А.А. Шумкова.)"
Прошу уважаемых "учёных"-искусствоведов, доцентов с кандидатами, заодно и работников Эрмитажа подправить биографию художника - вы ведь зарплату получается не только за протирание штанов и юбок, правда? Так что работайте (также и над собой)...
Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.
P.S. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь. Всего доброго!