Найти тему
между прошлым и будущим

Дюма детективщик, д'Артаньян — детектив!

"Дюма детективщик? Где?! — может спросить любознательный читатель. — И при чем тут д'Артаньян? Гасконец солдат, дуэлянт, иногда авантюрист, но с какого бока он детектив?"

С какого, с какого... С того, что король Людовик XIV поручил ему провести расследование. И ведь хорошим оказался детективом.

Не знаю почему, но читатели и кинематографисты дружно забывают этот великолепный эпизод. Хотя... эпизод занимает 5 глав. Как хорошо бы эти главы смотрелись в сериале! Но чего нет, того нет. Так что напомнить об этой истории хочу я.

Если вы помните, во втором томе романа "Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя" фигурирует де Вард-младший — сын де Варда из "Трех мушкетеров". О прототипах обоих де Вардов я уже рассказывала (Путеводитель по каналу. Часть 1, раздел Читая Дюма: а как там по истории) — и они совсем не походили на персонажей романов, но сейчас для нас важны два момента.

1. В романе де Вард-младший ненавидел д'Артаньяна, Рауля и вообще людей. Д'Артаньян его тоже не любил.

2. В романе де Вард-младший дрался на дуэли с де Гишем и тяжело его ранил.

Вокруг этой дуэли Дюма и устраивает детектив.

Еще в прошлом веке, когда я впервые прочла роман, я ужасно досадовала на де Гиша, который мало того, что очень по глупому все устроил, так еще и дал себя подстрелить вместо того, чтобы подстрелить де Варда.

Зато я оценила, как эта дуэль позволила Дюма показать д'Артаньяна с совершенно неожиданной стороны — в качестве детектива.

Конечно, это не совсем детектив. В детективе читатель не знает, что именно произошло и кто виноват. В романе "Виконт де Бражелон" мы уже обо всем знаем. Не знает король и очень хочет узнать. А читателям интересно, сможет д'Артаньян восстановить ход событий или нет.

Смог и как!

Приказ короля понятен — отправиться на поляну, где был тяжело ранен человек (король не говорит д'Артаньяну кто это), все осмотреть, результаты доложить. Да, еще король распоряжается, чтобы д'Артаньян ни с кем не разговаривал и никого не расспрашивал.

Д'Артаньян все исполнил и даже с конюхами не разговаривал — лошадь седлал сам. Доехал до поляны, тщательно все осмотрел, задумался и вернулся к королю.

И вот как он начинает рассказ:

— ...Погода благоприятствовала только что произведенному мною расследованию: сегодня вечером шел дождь, и дороги развезло…
— К делу, господин д’Артаньян!
— Государь, ваше величество сказали мне, что на поляне в роще Рошен лежит мертвая лошадь; поэтому я прежде всего стал изучать состояние дорог. Я говорю — дорог, потому что в центре поляны пересекаются четыре дороги. Свежие следы виднелись только на той, по которой я сам приехал. По ней шли две лошади бок о бок; восемь копыт явственно отпечатались на мягкой глине. Один из всадников торопился больше, чем другой. Следы одной лошади опережают следы другой на половину корпуса....

А дальше д'Артаньян, читая следы, точно рассказывает, что же произошло на поляне. И хотя мы уже все знаем, рассказ не скучен, так как вызывает восхищение внимательностью гасконца. Король тоже восхищен. Еще бы, оцените:

— И человек с пробитой шляпой стрелял вторично?
— Он сделал уже два выстрела, государь.
— Как вы узнали это?
— Я нашел пистолетные пыжи.

И дальше:

— Государь, пока упавший поднимался, его противник успел зарядить пистолет. Но он очень волновался, и рука его дрожала.
— Откуда вы это знаете?
— Половина заряда просыпалась на землю, и он уронил шомпол, не успев засунуть его на место.
— Вы сообщаете мне удивительные вещи, господин д’Артаньян.
— Достаточно немного наблюдательности, государь, и любой разведчик был бы способен доставить вам эти сведения.

Между прочим, роман писался в 1847-1850 годы. Совсем недавно в США Эдгар По написал один из первых детективов, и вот Дюма создает свой детектив — с д'Артаньяном в роли эксперта-следопыта!

И что интересно — в точности передав королю, что именно произошло на поляне, кое о чем гасконец умолчал. Судите сами.

— Бедный де Гиш! — воскликнул король.
— Так это был господин де Гиш? — спокойно сказал мушкетер. — У меня самого возникло такое предположение, но я не решался высказать его вашему величеству.
— Каким же образом оно возникло у вас?
— Я узнал герб Граммонов на сбруе убитой лошади.

Заметьте, первоначально об этом капитан мушкетеров умолчал. И можно быть уверенным, узнав, что речь идет о де Гише, он сразу понял, кто был его противником. Ссора-то была громкая, а д'Артаньян не раз проявлял очень хорошую осведомленность о том, что происходит при дворе.

Но... молчит. Не выдает, хотя речь и идет о враге. Де Вард бы на его месте выложил все, да еще и добавил бы.

Но у гасконца свои представления о чести. При этом он вновь демонстрирует прекрасную наблюдательность и аналитические способности:

— Как вы можете доказать, что эти люди пришли после поединка?
— Совершенно неопровержимо: во время поединка дождь перестал, но земля не успела высохнуть, и следы ног ясно отпечатывались на влажной почве. Но после дуэли, когда господин де Гиш лежал без чувств, подсохло, и следы отпечатывались не так отчетливо.
От восхищения Людовик всплеснул руками.

Далее расследование ведет сам Людовик. А что — опросил одного эксперта, потом потенциального свидетеля, затем второго эксперта — врача! Затем попытался столкнуть экспертов и свидетеля лбами. Пригрозил свидетелю арестом — классика, правда? И все-таки узнал правду — сначала без имен.

И знаете, что интересно. Вот вроде в романе периодически персонажи твердят "Как люди мельчают...", но как раз в этой сцене д'Артаньян говорит иное: "... у меня было неважное мнение о новом поколении. Теперь же я вижу, что ошибался и наша молодежь не так уж плоха".

Вот только правда для короля оказалась не самой приятной и означала, что расследование надо спустить на тормозах. Наверное, это один из первых детективов, который так заканчивается. Не было никакой дуэли, не было нарушения закона, НЕ БЫ-ЛО! Неудачная засада на кабана, с кем не бывает.

И д'Артаньян не спорит. "Да, она очень, очень опасна — засада на кабана!" — говорил он в каждой комнате Лувра, по которой проходил.

А имя противника де Гиша королю назвал Сен-Эньян — королю же все равно придется простить. Но... как сказал король: "Простить — не значит забыть".

Он вообще мало что забывал.

-2

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки