Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Дин Рид: последняя мечта о кино

— Я хочу сыграть в ней самого обычного молодого американца. Из тех, кого принято именовать «средними». Поначалу он подчеркнуто аполитичен, интересуется лишь своими фоторепортерскими делами. Однако жизненные обстоятельства бросают Боба и его подружку в центр жгучих проблем, нашедших свой выход в событиях у городка Вундед Ни. Именно там войсками и полицией было самым зверским образом подавлено выступление индейцев, протестовавших против расового гнета, планомерной политики геноцида, загнавшей их в резервации, обрекающей коренных жителей Америки на голод, нищету, болезни и вымирание. Мой Боб не может более оставаться равнодушным к несправедливости…

Беседа эта шла у нас за праздничным столом. Свой день рождения Дин Рид отмечал в Москве. Вместе с нами здесь были представители двух киностудии: Рижской и ДЕФА, где планировалось создание этой совместной ленты. …

Еще студентом колледжа Дин совершает свои первые гастрольные поездки по странам Латинской Америки. И там популярного исполнителя лирических песен по его собственному признанию, до глубины души потрясают пропасти разделяющие людей: прежде всего социальные, расовые, политические. Во всей неприглядности предстает перед ним роль могущественного северного соседа этих стран, способствующего сохранению самых реакционных, кровавых, диктаторских режимов.

К этим годам относится участие Дина Рида в массовых антиимпериалистических и антивоенных манифестациях перед зданиями американских посольств в Лиме, Каракасе, Сантьяго, Мехико, появление в его творчестве новых песен протеста социальному гнету и неравенству, песен-призывов к единению людей доброй вели перед лицом угрозы воины, ядерной катастрофы.

Эта деятельность приводит его в ряды могучего движения борцов за мир, навлекает на него гнев и гонения официальной Америки. …

Следы этой благородной деятельности доводилось не раз видеть в берлинском доме Дина. Это множество фотографии, кадров из документальных фильмов, повествующих о событиях жизни и борьбы замечательного художника-гуманиста. а главное — тысячи писем поклонников его таланта. В этих посланиях, пришедших сюда из нашей страны, из других стран мира, присланных людьми всех возрастов. самых разных профессий, содержатся дружеские советы, рекомендации, безраздельная поддержка гуманистической, антивоенной направленности творчества Дина Рида. …

Горько сознавать, что не суждено свершиться нашей встрече с кинопроизведением, к которому Дин Рид, быть может, шел всю свою прекрасную, но, увы. столь краткую жизнь. Но в памяти всех знавших и любивших Дина навсегда останется его светлый образ, все сделанное им в искусстве» (Андреев Ф. Останется молодым. Памяти Дина Рида // Советский экран. 1986. 16: 22).