Журнал Musikexpress
Март 2023 год
Автор Стефан Рем Розанес
Переводчик – Михаил Борисов
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Чᴛо ᴋᴀᴄᴀᴇᴛᴄя иᴄᴋуᴄᴄᴛʙᴀ ᴋоʍᴨозиции, изобᴩᴇᴛᴀᴛᴇᴧьноᴄᴛи и ᴋоʍʍᴇᴩчᴇᴄᴋого уᴄᴨᴇха, обᴀ ᴋᴧᴀᴄᴄичᴇᴄᴋих ᴄбоᴩниᴋᴀ Qᴜᴇᴇɴ уᴄᴛуᴨᴀюᴛ, ᴨожᴀᴧуй, ᴛоᴧьᴋо ᴋᴩᴀᴄноʍу и ᴄинᴇʍу ᴀᴧьбоʍᴀʍ Tʜᴇ Bᴇᴀᴛʟᴇs: Gʀᴇᴀᴛᴇsᴛ Hɪᴛs I (1981), который бᴧᴀᴦодᴀᴩя 6-ʍиᴧᴧионноʍу ᴛиᴩᴀжу дᴀжᴇ ᴄᴛᴀᴧ ᴄᴀʍыʍ ᴨᴩодᴀʙᴀᴇʍыʍ ʙ иᴄᴛоᴩии бᴩиᴛᴀнᴄᴋиʍ ᴀᴧьбоʍоʍ и ʙ нᴀᴄᴛоящᴇᴇ ʙᴩᴇʍя зᴀниʍᴀᴇᴛ ᴨᴇᴩʙоᴇ ʍᴇᴄᴛо ʙ чᴀᴩᴛᴀх ужᴇ 1032 нᴇдᴇᴧи. Gʀᴇᴀᴛᴇsᴛ Hɪᴛs II (1991) ᴄ чуᴛь ʍᴇнᴇᴇ 4 ʍиᴧᴧионᴀʍи ᴨоᴋуᴨᴀᴛᴇᴧᴇй ᴩᴀᴄᴨоᴧожиᴧᴄя нᴀ дᴩуᴦоʍ ᴋонцᴇ ϶ᴛоᴦо ᴛоᴨ-10 ʙᴄᴇх ʙᴩᴇʍён. А нᴇᴄᴋоᴧьᴋо уᴧьᴛᴩᴀ-ɸᴀнᴀᴛоʙ ᴨᴩиобᴩᴇᴧи дᴀжᴇ ᴄᴛᴩᴀнный «ʍᴀᴦᴀзин ᴄʍᴇɯᴀнных ᴛоʙᴀᴩоʙ» - Gʀᴇᴀᴛᴇsᴛ Hɪᴛs III (1999), изобиᴧующий бᴇзо ʙᴄяᴋой нужды ᴄʙᴀᴧᴇнныʍ ʙ одну ᴋучу ᴄоᴧьныʍ и ᴋоᴧᴧᴇᴋᴛиʙныʍ ʍᴀᴛᴇᴩиᴀᴧᴀʍи. В ᴋᴀждоʍ из ᴄбоᴩниᴋоʙ ᴨо 17 ᴨᴇᴄᴇн. И ʍы ᴨᴩᴇдᴄᴛᴀʙᴧяᴇʍ 17 ᴨᴇᴄᴇн, ᴋоᴛоᴩыᴇ нᴇ ᴛᴩᴀнᴄᴧиᴩуюᴛ ᴨо ᴩᴀдио и нᴇ ᴩᴀᴄᴨᴇʙᴀюᴛ нᴀ ᴄᴛᴀдионᴀх, но ᴋоᴛоᴩыᴇ, ᴛᴇʍ нᴇ ʍᴇнᴇᴇ, ʍоᴦуᴛ зᴀᴛʍиᴛь ᴛʙоᴩчᴇᴄᴋоᴇ нᴀᴄᴧᴇдиᴇ знᴀчиᴛᴇᴧьной чᴀᴄᴛи дᴩуᴦих ᴩоᴋ-ᴦᴩуᴨᴨ.
Father To Son из альбома 𝐐𝐮𝐞𝐞𝐧 𝐈𝐈 (1974)
Неотделимо связана с открывающей альбом 'Procession', свадебный хор Рихарда Вагнера «указывает верный путь» на алтарь хард-рока. 'Father To Son' – это колоссальный эпос, начинающийся с небесных строф, которые неожиданно пронизывает град комет, пока вместе с хором он не исчезает в Вечности.
‘𝟑𝟗 из альбома 𝐀 𝐍𝐢𝐠𝐡𝐭 𝐀𝐭 𝐓𝐡𝐞 𝐎𝐩𝐞𝐫𝐚 (1975)
Точно на 39-ом по счёту альбомном треке Мэй открывает свои лекции по астрофизике: добровольцы, отправляются в путешествие по Вселенной сроком на год, но, когда они возвращаются на родную планету, из-за растяжения времени – согласно релятивистской теории относительности Эйнштейна – на Земле проходит 100 лет. Прог-рок с заимствованиями из основной темы «Космический корабль "Энтерпрайз"», годом позже ставший фундаментом для классической песни группы Puhdys «Старый, как дерево».
𝐉𝐞𝐚𝐥𝐨𝐮𝐬𝐲 из альбома 𝐉𝐚𝐳𝐳 (1978)
Для этой восхитительной баллады Меркьюри Мэй так искусно настроил свою акустическую гитару Hallfredh, что она зазвучала как ситар, что придало песне колорит Beatles. Строчка «О, влюбиться было моей первой ошибкой», как и многие тексты Queen, кажется банальной, но Меркьюри произносит это совершенно искренне. Забавный факт: кроме всего прочего, эта практически неизвестная песня стала единственным синглом группы, выпущенным в СССР.
𝐒𝐞𝐚𝐬𝐢𝐝𝐞 𝐑𝐞𝐧𝐝𝐞𝐳𝐯𝐨𝐮𝐬 из альбома 𝐀 𝐍𝐢𝐠𝐡𝐭 𝐀𝐭 𝐓𝐡𝐞 𝐎𝐩𝐞𝐫𝐚 (1975)
От мюзик-холла до Английской Ривьеры: буйное воображение квартета Queen стало причиной появления этого забавного номера. Невероятно: кларнеты, тубы, трубы и казу в инструментальной части не настоящие инструменты, это а-капелла в исполнении Меркьюри и Тейлора.
𝐍𝐞𝐞𝐝 𝐘𝐨𝐮𝐫 𝐋𝐨𝐯𝐢𝐧𝐠 𝐓𝐨𝐧𝐢𝐠𝐡𝐭 из альбома 𝐓𝐡𝐞 𝐆𝐚𝐦𝐞 (1980)
Уже в Jazz обладающий поразительной способностью к перевоплощениям басист Джон Дикон попробовал себя в жанре пауэр-поп, создав великолепную песню 'If You Can’t Beat Them'. Два года спустя он усовершенствовал свой эксперимент этим захватывающим номером, который дешёвый фокус или сноровка превратили бы в мировой хит. Как преемник 'Another One Bites The Dust' в США оценена не была, поскольку публика ожидала чего-то другого и песню не оценила.
𝐁𝐚𝐜𝐤 𝐂𝐡𝐚𝐭 из альбома 𝐇𝐨𝐭 𝐒𝐩𝐚𝐜𝐞 (1982)
Фанк-альбом Queen, фанковый лишь наполовину, кажется, обречён на провал. Не совсем так! Потому что в дополнение к проходным рокерским штукам экскурсы на танцпол, в частности, принесли захватывающие результаты – как эта сексуальная вещица, например. Ещё одна грань новаторского творчества из тихого омута по имени Джон Дикон.
𝐈 𝐂𝐚𝐧’𝐭 𝐋𝐢𝐯𝐞 𝐖𝐢𝐭𝐡 𝐘𝐨𝐮 из альбома 𝐈𝐧𝐧𝐮𝐞𝐧𝐝𝐨 (1991)
Композиция Мэя, которую, как и 'Headlong', он первоначально намеревался использовать в сольном альбоме, но после демо-версии Меркьюри был убеждён, что такая лёгкая попсовая песенка в сумеречном царстве последнего альбома Queen придётся в самый раз.
𝐖𝐚𝐬 𝐈𝐭 𝐀𝐥𝐥 𝐖𝐨𝐫𝐭𝐡 𝐈𝐭 из альбома 𝐌𝐢𝐫𝐚𝐜𝐥𝐞 (1989)
Оглядываясь назад, можно сказать что последняя песня на предпоследнем альбоме Queen звучит своего рода как лебединая. Здесь Меркьюри уже подводит итоги своей карьеры:
«Стоило ли оно того?
Жить, дыша рок-н-роллом».
Весьма самокритично:
«Мы служили цели как проклятые».
И в заключение приходит к решению:
«Да, это того стоило, это был стоящий опыт. Ха-ха-ха-ха!».
С мощным риффом в сопровождении жутковатой мелодии, в драматической части прерываемая классической музыкой, эта песня могла бы стать достойным завершающим штрихом – если бы им не стала более трагическая 'The Show Must Go On'.
𝐓𝐡𝐞 𝐍𝐢𝐠𝐡𝐭 𝐂𝐨𝐦𝐞𝐬 𝐃𝐨𝐰𝐧 из альбома 𝐐𝐮𝐞𝐞𝐧 (1973)
Песня как одеяло: где прочие члены всей остальной музыкальной гильдии метят свою территорию носками в трусах, Queen укладывают нас в постель нежно, безо всякой суеты. Потому что они знают: подлинная любовь, как правило, не основывается на одной проведённой вместе ночи.
𝐓𝐡𝐞 𝐌𝐚𝐫𝐜𝐡 𝐎𝐟 𝐓𝐡𝐞 𝐁𝐥𝐚𝐜𝐤 𝐐𝐮𝐞𝐞𝐧 из альбома 𝐐𝐮𝐞𝐞𝐧 𝐈𝐈 (1974)
Набросок для прогремевший позже на весь мир 'Bohemian Rhapsody', к обеим песням относится известный анекдот, что обе перезаписывались так часто, что магнитофонная плёнка стала просвечиваться, потому что с неё осыпался хром. Это многослойный, многоэтажный пирог со скрепляющими связками в виде головокружительных гармоний.
𝐌𝐮𝐬𝐭𝐚𝐩𝐡𝐚 из альбома 𝐉𝐚𝐳𝐳 (1978)
Queen любили ошарашивать при открытии альбома – а следовательно, их самый безумный – Jazz, начинался с особенно причудливой песни, которую Меркьюри исполнял на арабском, английском и каком-то подобии персидского языках. До вступления гитары продюсер Рой Томас Бейкер поддерживал умеренную громкость при монофонической записи, а затем резко увеличивал уровень на обоих стереоканалах. Песня даже была выпущена как сингл в Германии.
𝐒𝐭𝐨𝐧𝐞 𝐂𝐨𝐥𝐝 𝐂𝐫𝐚𝐳𝐲 из альбома 𝐒𝐡𝐞𝐞𝐫 𝐇𝐞𝐚𝐫𝐭 𝐀𝐭𝐭𝐚𝐜𝐤 (1974)
Бескомпромиссный прото-трэш-метал, несомненно оказавший огромное влияние на тяжёлый стиль игры: Metallica включила в свою получившую «Грэмми» кавер-версию на сторону B альбома Enter Sandman. А Джеймс Хетфилд совместно с Тони Айомми и Queen сыграли песню на трибьюте памяти Фредди Меркьюри в 1992 году.
𝐒𝐡𝐞𝐞𝐫 𝐇𝐞𝐚𝐫𝐭 𝐀𝐭𝐭𝐚𝐜𝐤 из альбома 𝐍𝐞𝐰𝐬 𝐎𝐟 𝐓𝐡𝐞 𝐖𝐨𝐫𝐥𝐝 (1977)
Дальше так же жёстко: после двойного удара 'We Will Rock You' / 'We Are The Champions' этот спид-рокер из шестого альбома Queen поражает нас своим сочным звучанием. Долгое время ошибочно воспринимаемая как пародия на панков, с которыми велась культурная война, песня восходит ко временам длинноволосых незнакомцев с булавками и должна была занять своё место в одноимённом альбоме 1974 года. Но тогда они её ещё просто не довели до ума.
𝐌𝐨𝐭𝐡𝐞𝐫 𝐋𝐨𝐯𝐞 из альбома 𝐌𝐚𝐝𝐞 𝐈𝐧 𝐇𝐞𝐚𝐯𝐞𝐧 (1995)
Попытка Меркьюри принять участие в 'Wicked Game' Криса Айзека в середине мая 1991 года должна была стать его последней записью. Мэй вспоминает:
«Фредди тогда сказал: "Напиши для меня материал. Я знаю, мне уже недолго осталось". И я написал на листке эти строчки 'Mother Love'. Мы дошли до последней строфы, и он сказал: "Я не могу это сделать прямо сейчас, мне нужно выйти, чтобы успокоиться. Я вернусь и закончу это" … Но он больше не вернулся».
И Мэй спел последнюю строфу. Со следующим коллажем, содержащим строчку из песни Кэрол Кинг 'Goin’ Back', которую Меркьюри исполнял на своём самом первом сеансе звукозаписи в студии, он замыкает круг и таким образом даёт сказать Меркьюри последнее слово.
𝐓𝐞𝐨 𝐓𝐨𝐫𝐫𝐢𝐚𝐭𝐞 (𝐋𝐞𝐭 𝐔𝐬 𝐊𝐥𝐢𝐧𝐠 𝐓𝐨𝐠𝐞𝐭𝐡𝐞𝐫) из альбома 𝐀 𝐃𝐚𝐲 𝐀𝐭 𝐓𝐡𝐞 𝐑𝐚𝐜𝐞𝐬 (1976)
Квиномания началась не в Европе, а в Японии. И японские сердца покорил отнюдь не ангельский голос Меркьюри, не гитарный гений Мэя и не красота Тейлора, а молчание Дикона, прекрасно соответствующее сдержанной культуре страны Восходящего Солнца. В преддверии этого события журнал Music Life вызвал настоящую гипер-бурю, и поэтому группу по прибытии в токийский аэропорт Ханэда приветствовали 3 000 фанатов. Queen поблагодарили за тёплый приём этим трогательным гимном.
𝐈𝐭’𝐬 𝐋𝐚𝐭𝐞 из альбома 𝐍𝐞𝐰𝐬 𝐎𝐟 𝐓𝐡𝐞 𝐖𝐨𝐫𝐥𝐝 (1977)
Ещё одно невероятное вокальное достижение Меркьюри, позволяющее уподобить эту балладу кораблю, летящему к звёздам. «Поздно, поздно, поздно, но не слишком поздно» – простая истина, которая применима к позднему расцвету Queen. После долгих лет если не успеха, то, по крайней мере, безденежья, они стали чемпионами мира в 1977 году.
𝐈𝐧 𝐓𝐡𝐞 𝐋𝐚𝐩𝐬 𝐎𝐟 𝐓𝐡𝐞 𝐆𝐨𝐝𝐬… 𝐑𝐞𝐯𝐢𝐬𝐢𝐭𝐞𝐝 из альбома 𝐒𝐡𝐞𝐞𝐫 𝐇𝐞𝐚𝐫𝐭 𝐀𝐭𝐭𝐚𝐜𝐤 (1974)
Первая попытка Меркьюри создать хоровой гимн – и сразу же в точку. Ещё когда не была написана обязательная к исполнению 'We Are The Champions', заключительным номером на концертах исполнялась песня с припевом вроде «Вау-вау-ла-ла-ла», как в 'Hey Jude'. Кроме названия, у неё нет ничего общего с появившейся в трек-листе несколько раньше весьма достойной 'In The Laps Of The Gods'. В которой истерическими криками Тейлор призывает посетить подводный балаган, совершить прогулку по пабам в пивном квартале «Сад осьминога».