Дорогие друзья! Мы продолжаем экскурсию по широко известному в узких кругах дому на Ростовской набережной. В прошлой части мы рассказали, что дом строился очень долго и сложно, что проект пришлось сильно упрощать из-за его дороговизны; посетили квартиру замечательной девушки, которая поведала много интересностей про планировку дома и раритетные находки в квартире. А сегодня мы продолжаем!
Архитектор дома Алексей Щусев был, пожалуй, уникальным человеком в своей профессии. Забавно, что сначала он построил Марфо-Мариинскую обитель, а через 14 лет - первую версию Мавзолея Ленина.
Как вы думаете, зачем Алексей Щусев специально изогнул дом? Все дело в том, что архитектор очень хотел сохранить церковь Благовещения на Бережках, которая стояла здесь уже 300 лет. Щусев подразумевал не только спасти церковь от сноса, но и объединить ее с домом в цельный архитектурный ансамбль - полукруглый дом как бы "обнимает" церковь сзади.
К сожалению, ансамбль просуществовал недолго. В начале 1960-х церковь снесли. Поэтому дом на Ростовской набережной остается в великолепном и гордом, но все-таки одиночестве.
В доме жили корифеи советского зодчества, поэтому он получил название "Дом архитекторов". Но кроме них тут жили: лингвист Розенталь, пианистка Юдина, министр легкой промышленности Тарасов и другие известные личности. Дом всегда считался престижным, как и весь район. Здесь, кстати, снимали фильм "Три тополя на Плющихе".
В этот раз я побеседовал с жителем "Дома архитекторов" по имени Нодари. Молодой человек работает в инвестиционном фонде, занимается венчурными инвестициями, и живет в этот доме 3 года. Нодари увлекается московским краеведением и любит ездить по столичным улочкам и дворам, одновременно изучая их историю.
Первым делом я изучал, конечно, сталинские высотки. Потом начал копать глубже. Мимо "Дома архитекторов" я проезжал на протяжении 5 лет дважды в день - по пути на работу и обратно. Долгое время я его просто не замечал, но потом узнал про архитектора Щусева. Оказывается, он был один из немногих зодчих, кто успешно совмещал дореволюционные церкви и храмы с советской монументальной архитектурой. Это большая редкость.
Вот квартира моего собеседника - современная и стильная.
Одна из конструктивных особенностей дома - левая и правые половины построены неодинаково. По проекту дом имеет смешанное перекрытие. Все потому, что левая его часть строилась до войны - там перекрытие деревянное, а правая, где я живу, строилась после войны, и там перекрытие железобетонное.
Когда я выбирал квартиру, я вообще не придавал значения виду из окна. Только когда ко мне в гости начали приходить друзья, я начал видеть изумленные лица, особенно по вечерам, когда из окна открывается вид на закат. Тогда я тоже начал ценить то, что имею. Шума у нас практически нет - так как дом стоит на холме, а холм отражает шум.
У нас в доме нет консьержа, хотя дом немаленький. Но рядом стоит посольство, рядом стоит суд, и у меня почему-то есть ощущение безопасности - и консьерж не нужен.
Насчет этого дома у меня есть мечта. Поскольку крыша у нас плоская, то было бы здорово ввести ее в эксплуатацию. Там можно организовать небольшое общественное пространство с прекрасным видом на город. А еще надеюсь, что торговый центр "Европейский" когда-нибудь будет снесен как ошибка лужковского времени - потому что Киевский вокзал как архитектурная доминанта абсолютно потерян из-за этой махины, особенно в зимнее время.
Особый интерес вызывают два центральных подъезда (по счету третий и четвертый), они построены по-другому. Во-первых, в этих двух подъездах по два лифта и по две квартиры на этаж. А особенную гордость дома представляют квартиры на последнем, 11-м этаже. Во всем доме высота потолков 3,2 метра, а на последнем - аж 4 метра! Еще в тех квартирах одностворчатые окна и анфиладная (сквозная) планировка.
Я их сам для себя называю "генеральскими" квартирами. Они не продаются долгие годы, никто их не выставляет.
Дом изначально спроектирован с "французскими балконами" - когда окна протягиваются до пола. Конкретно в моей квартире окно было закрыто подоконником, и мне пришлось убирать его. Теперь любуюсь большими окнами. Перила, кстати, остались "родные". Летом иногда я сплю перед открытым нараспашку окном: чувствую себя, как на пляже с видом на реку!
Территория перед домом, которая смотрит на реку, за последние несколько лет стала знаковым местом для спортсменов, влюбленных пар: у нас тут и свидания проходят, и предложения делают. Когда мы с друзьями и коллегами обсуждали, как у кого прошла пандемия, мне пришлось лучше всех. Наш двор стал для меня "дачным пространством", я проводил большую часть времени весенне-летнего периода на улице: даже работал и ел там. Потом купил шезлонг, поставил его на газоне у набережной и там работал. Вот такая у меня дача в центре города.
В нашем доме живет много бабушек. Во время пандемии стало понятно, что им трудно будет доставать продукты - они не очень хорошо пользуются интернетом и не могут, например, заказать доставку еды. К тому же, им нельзя было выходить на улицу, так как для них вирус был особенно опасен. Поэтому я с несколькими соседями взял у них контакты, и мы организовали снабжение продуктами прямо до их квартир. В нашем доме между соседями отношения очень хорошие.
Самое ближайшее метро - Киевская. До нее легко добраться, пройдя через мост Богдана Хмельницкого, открытого в 2001 году. Вот он:
Я всегда выступаю за то, чтобы быть туристами в собственном городе. Согласно статистике моего канала, почти половина всех подписчиков проживают именно в столице. Поэтому я призываю Вас провести выходной весенний день, прогуливаясь по живописной Ростовской набережной - заодно увидите этот замечательный дом вживую! А тех, кто живет в других городах нашей необъятной, - приезжать в столицу и ближе познакомиться с архитектурными чудесами Москвы!
Подписывайтесь, друзья.