Найти тему
Татарский Мир

КАЮМ НАСЫРИ И ЕГО УДИВИТЕЛЬНАЯ КАРТА

Как-то раз автору этих строк довелось ознакомиться в Доме-музее Каюма Насыри в Казани с одним замечательным артефактом – весьма специфической географической картой, нарисованной Каюмом Насыри.

Каюм Насыри, портрет. Экспонат Дома-музея Каюма Насыри в г. Казань. Возможность съемки любезно предоставлена директором учреждения Р. Ф. Шафигуллиной.
Каюм Насыри, портрет. Экспонат Дома-музея Каюма Насыри в г. Казань. Возможность съемки любезно предоставлена директором учреждения Р. Ф. Шафигуллиной.

Для начала несколько слов о самом этом выдающемся человеке. Каюм Насыри (1825-1902) оставил след в культуре татарского народа как просветитель, общественный деятель, педагог, литератор, автор первых календарей, выполнявших роль татарской периодической печати в те годы, когда издание газет на татарском языке не разрешалось правительством. Он является также первым татарским этнографом, чьи заслуги были признаны российским научным сообществом. Нельзя оставить в стороне и его выдающийся интерес к естественным наукам.

Малоизученным остается религиозное наследие ученого. Труды Каюма Насыри изучались в советское время, издавались его труды и даже в театральных постановках было дозволено появляться его герою. Тем не менее, многогранная деятельность этого удивительного человека все еще остается не до конца изученной и даже недооцененной должным образом.

Фотокопия карты. Экспонат дома-музея Каюма Насыри в Казани. Возможность съемки любезно предоставлена директором учреждения Р. Ф. Шафигуллиной.
Фотокопия карты. Экспонат дома-музея Каюма Насыри в Казани. Возможность съемки любезно предоставлена директором учреждения Р. Ф. Шафигуллиной.

В общем, о Каюме Насыри можно говорить очень много и очень долго, поэтому вернемся к нашей карте. При первом же взгляде на нее становится ясно, что она показывает ориентацию мусульманских мечетей на главную святыню всех мусульман – на Заповедную мечеть с находящимся в нем храмом Кааба, что был воздвигнут в незапамятные времена в священном городе Мекка. Это ясно из силуэтов строений, в которых четко выделяется пристрой – михраб, и точкой на карте, – той самой Меккой, – где сходятся радиальные линии, протянутые от силуэтов мечетей.

Изнутри михраб выглядит как высокая ниша в стене, и она дает понять присутствующим в мечети богомольцам какая из ее стен обращена к Мекке. В больших мечетях в одной и той же стене может быть устроено несколько михрабов.

Эта архитектурная деталь крайне важна, поскольку где бы мусульманин не находился на поверхности планеты молитву-намаз он должен совершать, обратившись лицом к Мекке, и михраб в этом – главный подсказчик, если, конечно, молитва совершается в мечети. Поэтому очень важно при закладке основания любой мечети ориентировать ее так, чтобы ее михраб точно указывал направление на киблу.

Киблой мусульмане называют направление на Мекку (и, соответственно, на Каабу).

В своей карте Насыри показал ориентацию мечетей на киблу для значительной части евразийского континента, начиная с долготы Санкт-Петербурга на западе и вплоть до долготы Южно-Китайского моря на востоке. Всего на карте насчитывается одиннадцать точек привязки, которые, в основном, совпадают с регионами компактного проживания татар (Санкт-Петербург, Кострома, Казань, Уфа, Троицк, и т.д.). Оно и понятно, ведь карта создавалась, прежде всего, для мусульман России. Но ученый «вышел» и за пределы России, включив в описание Турфан (Восточный Туркестан), Китай и даже частично Юго-Восточную Азию (современные Филиппины, Вьетнам и др.). В общем, он охватил огромный географический сектор – более четверти Евразии.

Такова, вкратце, легенда карты. Однако не ориентация мечетей самое важное в карте...

Продолжение следует.

Айдар Хайрутдинов