Зинаида и Иван прожили в браке много лет. Свадьбу золотую отметили и ещё десять лет прожили. Двое детей, пять внуков, правнучка. У сына Александра (старшего) три дочки. Замуж не собираются. А вот дочка Вера порадовала, двое детей у неё, и уже внучка. Их правнучка получается.
Зинаида и Иван любили всех. Всем помогали, пенсии большие, оба ветераны участники войны.
Всё бы может и шло так дальше, но Александр после своего пятидесятилетнего юбилея ушёл из семьи. Влюбился. Оставил квартиру бывшей жене и дочерям. Невестку родители любили как дочь. Пытались говорить с сыном, но всё напрасно.
А ушёл сын в никуда. Его возлюбленная не имела ничего. В глухой деревне проживала её мать. Три дочери по всей России. Вот и всё что у неё было. Дочери с матерью общались мало. Звонок раз в две недели. Видимо заслужила такое обращение. На двоих у них шесть дочерей. И никто не хочет с ними общаться.
Зинаида стала её сразу называть кукушкой и приживалкой. К себе в дом не пускала. Сашка обижался, но ничего сделать не мог.
Жили они сначала на съёмной квартире, а потом купили небольшой старый домик в черте города. Сашка работал, старался изо всех сил. Брал дополнительные смены. Одежда поизносилась. Нужны были деньги на хорошее жильё. В доме зимой было жить холодно. Да и его сожительница требовала комфорта. Она никак не рассчитывала на жизнь как в деревне. Так живёт её престарелая мать, а ей так не хотелось.
Деньги у родителей были, но сыну они помогать с жильём отказались. Когда сын приезжал к ним, мать денежку ему в карман, а отец ничего. А раньше хорошо помогали. Возможно Сашка уже и жалел, что так поступил, но обратной дороги нет. Жену бывшую перед уходом оскорбил, со старшей дочерью поругался. А две другие с ним разговаривать отказались.
Вера пыталась с братом поговорить.
- Сашка. Зачем тебе эта? Какая тут любовь? Ты посмотри на кого ты стал похож. Как загнанная лошадь.
- Лошадь женского рода.
- Какой ты умный. Бросай её, жена не пустит, так хоть с родителями живи. Им уже помогать надо.
- Сама и помогай.
- Да я то помогаю.
Сашка и правда выглядеть стал гораздо хуже. Постарел, похудел, поседел. Сестру не слушал, она же младшая учить его. Да ещё и на целых десять лет. Даже обиделся на неё и решил отомстить. А обиду деньги подогревали. Вере родители, как и прежде помогали, а ему отказывали. Встретился с мужем Веры. Выпили. Стал уговаривать его на измену. Сразу был послан далеко и надолго.
Наконец-то деньги на первый взнос по ипотеке были собраны. Приобретена небольшая квартира. Сашка работал не покладая рук. Его новая уже жена, тоже работала. Радовало приближение пенсии, будет легче. А то ещё и мебель нужна. Обустроена только кухня. А в комнате один матрас.
И вот умирает Иван. Старость и раны сделали своё дело. Мать в полной растерянности. Думать ни о чём не может. Зато Сашка хорошо думал. Стал искать в доме родителей сбережения. В банке родители деньги не хранили, вся наличность была дома. Отец и мать не доверяли банкам. Искал, чтобы никто не заметил ничего. Особенно сестра. И нашёл. Сделал широкий жест – оплатил все расходы на похороны.
Мать обнаружила пропажу денег после похорон. Не денег было жалко, а то как поступил сын. То что это сделал именно он она не сомневалась. Увидела у него в сумке деньги и сказала. А он скрывать не стал.
- Опасно хранить дома такую сумму. Я в банк положу и карту тебе принесу.
Но ни денег, ни карты мать так и не увидела. Сын всё время только обещал. Да и денег уже не было. Была закрыта ипотека и куплена мебель. Хорошо, что там были не все деньги. Часть их хранилась отдельно. Там их было чуть меньше, но они сохранились.
Вера временно переехала к матери, даже устроилась на работу. Они так решили с мужем, потому что мама к ним в город переезжать не хотела. Он и сам приезжал каждые выходные. Сто км от города.
Вера знала, где мать держит деньги. Это старая сумочка, которую давным-давно подарила ей Вера.
Весной она перебирала одежду в шкафу с разрешения матери, там и нашла. Всё старьё надо было выкинуть, пока мама не передумала.
Мама только наблюдала, изредка вспоминая от куда та или иная вещь.
Многое выкинули.
- Карманы все проверь. Иногда там тоже может быть ценность.
В карманах и правда нашлись деньги. Разные, были даже советских времён.
- Это тоже пора выкинуть, посмотри какая потрёпанная.
- Такая же, как я. Это ты дарила с первой зарплаты, помнишь?
- Помню.
- Оставь, это память. Умру – выкинешь.
Вера открыла сумочку. Там были деньги, много. Просто закрыла сумочку и убрала обратно в шкаф к задней стенке.
Жизнь шла своим чередом. Прошло три года. Мама часто болела, иногда лежала в больнице. Сын приходил, но редко.
- Вера. – сказала однажды мать, – Дом вам с братом пополам будет. Но сумка только твоя. Увези её домой. А то потом её не увидишь. И Сашке не говори, он своё уже давно взял. Увези. И портрет наш с отцом потом возьми. Сашке он не нужен.
- Мама! – Вера поняла, на что намекает мать.
- Я знаю, что говорю. Я тебя подожду.
- Хорошо, как скажешь, я быстро. Утром уеду, а к обеду уже вернусь. У Коли выходной, вместе и приедем.
- Хорошо. Я вас ждать буду. Да и хватит уже Коле работать. Всех денег не заработаешь.
Вера и Николай приехали. Все вместе пообедали. К вечеру мамы не стало. Ей было почти девяносто лет.
Утром собрались родственники. Приехали их дети, внуки, Александр. Сашка оглядывал дом как вор. Прикидывал, где могут лежать деньги. Следил за сестрой. Вдруг без него найдёт и не скажет. После похорон, когда все разъехались, он открыто принялся рыться в шкафах.
- Саша. Ты чего ищешь?
- Сбережения матери. Лучше помоги. Нам же надо наследство делить. Кроме дома должны деньги быть. Я бы согласен и на деньги, а дом можешь себе оставить. Мне он без надобности.
Вера стала делать вид, что тоже ищет деньги. Только вот ничего не было. Да и быть не могло. Сашка ругался, искал. На Веру он даже и не подумал. Его сестра честная. С роду чужого не брала. Даже кошельки, которые находила, всегда возвращала хозяевам.
- Мама болела. Ты знаешь сколько денег шло на лекарства? – сказала наконец-то Вера. Она врала первый раз, иногда это надо. – У неё пенсия была меньше, чем у отца. Откуда деньги. Даже мы ей помогали.
К её удивлению Сашка поверил.
- Ну что? Дом будем продавать? Мне он не нужен. Да и ничего не нужно от сюда.
- У нас есть полгода, ещё успеем. Я только портрет родителей возьму.
- Забирай. Куда мне с ним. У нас евроремонт.
Через полгода Вера и Николай выкупили половину дома у Александра, а ещё через полгода переехали. Свою квартиру оставили младшему сыну. А дочке помогли выплатить ипотеку. Денег в сумочке матери хватило. Портрет вернулся на своё место. Вешая его на стену, Вера вспомнила слова мамы. Как она была права. Портрет Сашке и правда не нужен. Ему бы только деньги. Печально, но это так.
- Вера, ты повесила криво. Я поправлю. Хорошо, что посмотрел. Верёвочка совсем почти стлела. Я сейчас заменю.
Николай нашёл новую верёвку и почти уже привязал.
- Вера. Иди сюда. Тут сюрприз.
Между фотографией и картонкой был конверт.
Два коротких слова: "На памятник". Вера заплакала, памятник уже стоял. Николай специально для этого ездил в командировки. А когда поставили памятник, то и с поездками прекратил. Пора и отдохнуть. Всех денег не заработаешь. У них пенсия.